Образование » Социально-педагогическая деятельность с ребенком из семьи группы риска » Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей

Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей

Страница 1

Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:

- согласие ребенка на помощь и поддержку,

- опора на личные силы и потенциальные возможности личности,

- вера в эти возможности,

- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия,

- совместность, сотрудничество, содействие,

- конфиденциальность (анонимность),

- доброжелательность, безоценочность,

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства,

- реализация принципа «не навреди»,

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития.

Выделяются следующие этапы педагогической поддержки:

- диагностический – устанавливает или сигнализирует, что есть проблема, о которой сообщает подросток,

- поисковый – приводит к совместному с педагогом поиску причин проблемности,

- договорной - способствует «заключению» договора между ребенком и взрослым о действиях по разрешению проблемы,

- деятельностный – показывает самостоятельность действий ребенка и стимулирование этих действий взрослыми,

- рефлексивный – констатирует факт разрешимости проблемы и осмысление воспитанником и взрослым нового опыта жизнедеятельности.

А. Асмолов считает, что для осуществления педагогической поддержки необходимо:

- помочь ребенку стать личностью, то есть иметь социальную позицию, иметь линии развития (адаптации, индивидуализацию, интеграцию), иметь возможность выбора той или иной деятельности,

- содействовать и поддерживать самостоятельные решения ребенка,

- поддерживать ребенка в осуществлении его индивидуальности.

Ломка личностной ориентации по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность воспитуемого. В поведенческой практике педагогам приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Для процесса педагогической поддержки можно использовать различные метода и приемы педагогического воздействия, которые делятся на четыре основные группы:

Созидающие, содействующие улучшению взаимодействия между воспитателем и воспитанником:

проявление доброты, внимания, заботы.

просьба,

поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения),

прощение,

проявление огорчения.

проявление умений учителя,

поручительство.

Созидающие, содействующие повышению успеваемости школьников:

организация успеха в учении,

ожидание лучших результатов.

Созидающие, вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения:

убеждение,

доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы,

вовлечение в интересную деятельность,

пробуждение гуманных чувств,

нравственное упражнение.

Тормозящие приемы педагогического воздействия:

констатация поступка,

необычный подарок,

наказание - упражнение, наказание - ограничение, наказание - условность, наказание изменением отношения.

предупреждение,

проявление возмущения,

ласковый упрек,

необычное приказание,

ирония, мнимое одобрение, карикатура и т.д.

Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой, так как именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Наиболее типичные опасности, исходящие из семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них; агрессивность к родителям и окружающим, низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов компенсации и самоутверждения.

Обращая внимание родителей на неблагополучное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить и соблюдать внутрисемейные психолого-педагогические факторы, имеющие воспитательное значение.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Понятие и особенности коммуникативной сферы студентов
История развития представлений о личности первоначально была связана с попытками определения ее на основе различных конструктов. В периоды интенсивного развития основных психологических теорий (конец XIX - начало XX вв.) определение сущности личности очень сильно варьировалось: от иерархии склоннос ...

Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...

Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему у ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru