Тема: «Балхарская керамическая игрушка»
- выполнение росписи кувшина с использованием элементов балхарского орнамента.
Учебные цели и задачи:
знакомство детей с традиционной художественной керамикой Дагестана, формирование у них навыков кистевой росписи на примере изучения орнаментального декора балхарских расписных гончарных изделий, выработка у детей умений и навыков в составлении узора из отдельных элементов, характерных орнаменту балхарских мастериц.
Оборудование урока:
для учителя - балхарские гончарные изделия, репродукции, иллюстрации, фотоснимки, открытки, учебные таблицы с образцами балхарского орнамента.
Для учащихся - шаблоны из картона в форме кувшина, тонированные в серовато-охристый цвет (имитация цвета обожженных гончарных изделий) для каждого учащегося: белая гуашь, кисти, баночки с водой и тряпочки.
Содержание урока
(Методические рекомендации)
На первом уроке проводится вводная беседа о художественной керамике Дагестана. Она должна быть удачно продуманной, содержательной, доходчивой. Рассказ учителя обязательно должен сопровождаться показом керамических изделий традиционных гончарных центров. (Бытовая гончарная посуда местного производства все еще имеется во многих домах, а иногда и в школьных музеях, почти во всех населенных пунктах Дагестана).
Затем, более подробно учитель рассказывает о знаменитых мастерицах из аула Балхар, гончарные изделия которых получили высокое признание не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Все эти сведения учитель в доступной форме передает учащимся- Правильно построенная предварительная беседа учителя помогает учащая правильно оценить художественные достоинства балхарских изделий, активизировать учебно-познавательную деятельность, развить художественные вкусы у детей.
Paccказ учителя необходимо сопровождать иллюстрацией с. Балхар, а также работ самих мастериц. Неоценимую помощь в этом отношении учителю окажет книга московского художника В.Е. Цигаля «В Дагестане».
В рисунках, набросках и живописных работах, выполненных художнику с натуры, показаны все основные технологические операции по Изготовлению гончарных изделий.
Демонстрируя перед учащимися гончарные изделия балхарских мастериц, учитель в процессе анализа их декоративной отделки сообщает детям следующие сведения.
Основные мотивы балхарского орнамента - многократное варьирование элементов растительного, геометрического и зооморфного характера. Графический язык балхарского орнамента - это простейшие изобразительные средства - линия и пятно. Умело ими пользуясь, мастерицы создают изумительные по красоте узорные композиции.
На первом этапе освоения балхарского орнамента дети выполняют графические упражнения по изображению различных линий, штрихов и точек. После этого они начинают построение узора в полосе. (Рис. 1).
Дети проводят горизонтальные прямые линии, образующие фон будущей орнаментальной полосы, где свободно, но симметрично располагают контурными линиями белого цвета предварительный рисунок композиции, Далее этот линейный рисунок подвергают деталировке, силуэтно выявляя отдельные элементы косой или перекрестной штриховкой. Для оживления и заполнения фоновых разводов, образовавшихся между отдельными элементами, ангобной краской уже другого цвета производят их окантовку.
На втором уроке для продолжения рассказа об искусстве балхарских мастериц учитель может прочитать следующее стихотворение лакской поэтессы Салимат Курбановой:
Балхарские девушки лепят кувшины,
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...
Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с
учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...
Организация экскурсии
Учитель заранее договаривается с администрацией музея о предстоящей экскурсии. За неделю в классе (кабинете биологии) учитель вывешивает объявление, в котором указаны: дата проведения экскурсии, время и место сбора, стоимость экскурсионного билета; список ученических групп, которые будут работать н ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.