Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Страница 1

Символический язык рисования и изобразительного искусства в целом наиболее подходит для выражения содержаний, того, что классики психоанализа называли личным и коллективным бессознательным.

Очевидно, что данные идеи отражают неклинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с потенциалом художественной деятельности. Именно они могут рассматриваться как одни из методологических предпосылок объяснения психологического механизма воздействия непредметного рисования.

Другим важнейшим концептуальным основанием являются представления о детской изобразительной деятельности.

Рисуночное творчество детей как возможный метод изучения индивидуально-психологических особенностей личности издавна привлекало внимание специалистов.

Среди основоположников в исследовании данной проблемы за рубежом обычно называют такие имена, как Г. Кершенштейнер, А. Кларк, С. Левинштейн, М. Линдстром, Г. Люке, К. Маховер, Ж. Пиаже, К. Штерн, X. Энг и др.

Различные аспекты проблемы детского изобразительного творчества исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Ю.Н. Болдырева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.И. Галкина, B. C. Мухина, Е.С. Романова, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулина, С.С. Степанов, Д.Н. Узнадзе и др.

Детство, как известно, - период интенсивного становления физиологических и психических функций. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще", - писал К.Д. Ушинский (1950), призывая опираться на эти особенности детского мышления.

В возрасте от 5 до 10 лет основными новообразованиями являются произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом, как отмечают исследователи, играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Иными словами, изобразительная деятельность, согласно Л.С. Выготскому, - своеобразный аналог графической речи.

С. Левинштейн, B. C. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, поэтому, как правило, не вызывает тревожных переживаний.

Дети способны использовать художественные материалы для коммуникации, игры образами, импровизации, театрализации. Они словно чувствуют, считает Э. Бюлов (1999), ограниченность выразительных возможностей слова, и это, наверное, делает их более "совершенными" существами, чем мы - взрослые.

Возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка.

Первые годы обучения, как известно, один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка. Формируется самая молодая функция психики - речь. Происходит формирование контекстной и диалогической ситуативной речи, совершенствуется общение. Поэтому именно у старших дошкольников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием "говорят" невербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка. К. Юнг (1991) рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слова.

Наиболее важные мысли и переживания как порождение бессознательного прежде всего проявляются в виде образов. Запечатленные в изобразительной продукции, они становятся доступными для восприятия, понимания и анализа.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...

Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru