Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Страница 3

При этом, писал АН. Леонтьев (1979), принципиальным стало различие между "миром образов", отдельных чувственных впечатлений и целостным "образом мира", в котором живет и действует человек.

Данные положения концептуально значимы для непредметного рисования. Причем смысл терапевтического воздействия правомерно обосновать, ссылаясь на Л С. Выготского (1968). С одной стороны, по его убеждению, всякое чувство, всякая эмоция стремится включиться в известные образы, соответствующие этому чувству. С другой стороны и само воображение влияет на чувство.

Следовательно, педагог может содействовать доброжелательному настрою ребенка через художественное творчество, используя при этом рисование для моделирования различных эмоций.

Иными словами, понимание особенностей, закономерностей и психологических механизмов рисуночной деятельности в сочетании с соответствующими приемами, методами, техниками работы - один из эффективных и корректных способов перейти на "язык" невербальной коммуникации, близкий и доступный каждому человеку.

Кроме совершенствования творческих способностей, свойственных непредметному рисованию, можно выделить еще несколько педагогических функций этого вида педагогической деятельности.

1. Развивающие функции

Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения, собственного достоинства, самоуважения.

Подчеркнем, согласно исследованиям М.И. Лисиной (1986) и коллег, что развитие у ребенка чувства собственного достоинства - генеральная линия его общего личностного развития.

В процессе непредметного рисования дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

В целом постепенно происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.

2. Воспитательные функции.

Как известно, воспитание - двусторонний процесс, в результате которого изменяются оба участника взаимодействия.

К примеру, М.И. Лисина (1986) доказала влияние общения с ребенком на психическое развитие взрослого. Согласно автору, понимание маленького человека, его настроения, содержания внутреннего мира требует напряженной мыслительной работы, высокой эмоциональной отдачи взрослого. Так, в совместной деятельности и общении он открывает для себя мир развивающейся личности.

В процессе рисования взрослый и ребенок выступают как два равных субъекта. Они понимают и принимают друг друга, отношение одного значимо для другого. При этом, важно разглядеть внутренние детские переживания, мотивы поведения, определить действительные ценностные отношения. Непредметное рисование позволяет создать условия не только для проявления ребенком истинных предпочтений, духовных ценностей, но и для их воспитания.

3. Психолого-терапевтические функции

Терапевтический эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате, мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Для детей, непредметное рисование - уникальная возможность быть услышанными, получить искреннее внимание и заинтересованное участие взрослого.

4. Коррекционные функции

Достаточно успешно корректируются самооценка, неадекватные формы поведения, способы взаимодействия с другими людьми, нарушение адаптации к существующим условиям и в целом образ "Я", который ранее мог быть деформированным. Заметим, "образ самого себя", согласно термину М.И. Лисиной (1986), отражает содержание тех процессов, которые обеспечивают внутренний мир ребенка, его интимные связи с окружающим реальным миром.

5. Когнитивные функции.

Согласно Л.С. Выготскому (1968), обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению.

Как правило, о когнитивной функции принято говорить в контексте формирования у человека ценного социального навыка.

Научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно, в процессе спонтанной игры и рисования.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Практическое решение проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждении дополнительного образования саморазвивающийся
Творческое саморазвитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда мы ведем внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открываем в себе возможности для самосовершенствования, выходим на новый, более высок ...

Внеклассная работа как категория обучения биологии
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru