Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка

Страница 2

Вместе с тем названные авторы отмечают, что диагностика и психологическое содержание отдельных элементов изобразительной продукции вряд ли могут быть механически перенесены в практику работы с детьми. В частности, была установлена крайне низкая предсказательная и диагностическая ценность стандартизированных проективных рисуночных тестов у старших дошкольников и учащихся младших классов.

Детские рисунки, как пишут Л. Шванцара, И. Швацара (1997) подобно детским понятиям, сначала бедны, отличаются недостатком связанности, способности к отвлечению и др. Рисунок и речь вплоть до школьного возраста сохраняют схематический характер.

Установлено, что детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. В истоках первых детских образов, по Э.В. Ильенкову, скрывается тайна зарождения и развития ценнейших способностей человека: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения.

Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях различных культур, в изобразительной деятельности обязательно проходят стадии "марания", "головоногов", "бесформенных изображений", "схематичного изображения" и др.

Специалисты отмечают, что рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством. Типичные особенности изобразительного продукта четко отражают этапы развития зрительно - пространственно - двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. В частности, "художники" примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.

К 6-7 годам у детей складывается новый тип расположения рисунка. Его основная особенность - симметрия в размещении изображений. Дети начинают понимать и учитывать ограничения листа, его взаимосвязанные части (верх, низ, стороны, центр). Однако ребенок использует их по отдельности, последовательно переключая внимание, как бы подчиняясь структурному членению. Работа начинается в середине листа с самого важного, обычно с крупного объекта, события, а затем смещается вправо или влево.

Маленький рисовальщик изображает, как правило, не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.

Следующая стадия - правдоподобных изображений, - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

Однако, несмотря на усложнение, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты.

Во-первых, изображение, как и прежде, представляет собой только контуры предметов, оттенки и светотени отсутствуют

Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек по росту может превышать рядом расположенный дом.

В-третьих, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка, - его прозрачность. Например, в кармане нарисованного человека может лежать кошелек, а в нем - монеты.

Как известно, дошкольники почти никогда не исправляют ошибок. Самый обычный способ - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на другом листе бумаги.

По наблюдениям Е.И. Игнатьева (1990), желая усовершенствовать рисунок, ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые детали. В свободных рисунках очень легко используются быстро возникающие ассоциации, Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнение конкретного задания.

Вместе с тем при наличии общих закономерностей в становлении детского рисунка, каждый рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые в значительной степени отражают индивидуально-психологические свойства ребенка, его мироощущение, характер, самооценку и др.

Данные положения согласуются с выводами Л.С. Выготского (1968) о том, что рисование - это определенного рода рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма.

Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление).

Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, ребенок рисует не то, что непосредственно воспринимает, а то, что имеет в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа - зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то, что рисует взрослый, Изобразительная форма органически развивается от простой модели к более сложной, а не в возрастающей "правильности" изображения. Рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Анализ в психолого-психологической литературе методики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что работа по профилактике и преодолению детской агрессивности должна быть направлена на: 1) оптимизацию и гармони ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru