Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » История изучения и собирания фольклорных произведений

История изучения и собирания фольклорных произведений

Страница 1

В начале ХIХ века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни.

Многие исследователи обращались к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавший о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев детскую песенку.

И.П. Сахаров стремился осветить все стороны национальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни детские игры, ни поэзия пестования.

В 1837 году в “Сказаниях русского народа” он публикует потешку, колыбельную песню, дает описание нескольких детских игр, а двумя годами позднее в “Песнях русского народа” - четыре колыбельных песни.

В 1837 году в “Записках и замечаниях о Сибири” Е.А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговоров и обрядовых рацеек… В 1844 году издан небольшой сборник детских народных сказок. Детские сказки в особую группу был выделены впервые.

Впервые, хотя и не полном объеме, был дан репертуар одного сказочника. Тот факт, что пестуньи (няни) имели особый репертуар сказок для детей, говорит о понимании народом педагогической ценности и сказок.

Для работы Е.А. Авдеевой характерно было некоторое любование старым бытом, что и обусловило резкий отзыв о ее книгах В.Г. Белинского. Видимо, стремление избежать нареканий руководило ее пером, когда она, публикуя в “Отечественных записках” (1849 год) произведения поэзии пестования, писала, что в песнях матерей и нянюшек для детей “нет ничего остроумного или поэтического”.

Между тем в предложенных ею текстах много подлинной народной поэзии, душевности, искренней веселости. Ошибочно и ее утверждение, что «теперь редко где в отдаленных от столиц и больших городов местах можно услышать такие припевы».

В 30-е годы прошлого века многие литераторы понимали уже педагогическую значимость фольклора. Произведения детского фольклора печатались в журналах “Звездочка”, “Маяк” но устойчивого интереса к детской поэзии в ученых кругах не было. Пятидесятые года не дали значительных новых публикаций.

В 60-е годы центральным вопросом в идейной борьбе стал “крестьянский вопрос”. Это обострило интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Заметным явлением становится педагогическое движение. Издаются педагогические журналы (“Воспитание”, “Русский педагогический вестник”, “Ясная Поляна”, “Учитель” и многие другие), открываются учебные заведения и педагогические курсы. В журнале “Современник” появляются публикации, посвященные вопросам воспитания. Их авторами являются Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Большое влияние на педагогическую науку начинают оказывать идеи К.Д. Ушинского. Он высоко ценил поэзию русского народа и широко вводил ее в создаваемые учебники, педагогическая наука пробудила интерес к ребенку, к его поэтическому творчеству, определила место детского фольклора в общей системе воспитания.

Произведения детского творчества публикуются во многих популярных журналах, в сборниках и исследованиях Г.Н. Потанина, М.Ф. Кривошанкина, А.И. Афанасьева и др. Для публикации детской поэзии предоставлялись страницы губернских ведомостей, сборников (известий) статистических комитетов. Описание детского быта с его играми и песнями стали почти обязательными для этнографических исследований и очерков. И почти во всех публикациях зримо влияние педагогических интересов.

Не случайно в последующие годы интерес к детям и их творчеству привел в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и некоторых других педагогов.

В.И. Даль в своем сборнике “Пословицы русского народа” значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорами, сечкам, считалкам. Попытался ввести в научный оборот взятую из уст народа терминологию (“конанье”, “жребий”, “скороговорки”, “прибаутки”).

Заметным шагом в развитии “фольклористики детства” (термин С.И. Дурылина) стал сборник П.А. Бессонова “Детские книги” (1868 г.). Это первый сборник детской поэзии. В нем представлены почти все жанры детского фольклора, от колыбельных песен и пестушек до больших песен и игр из репертуара подростков. Расположен материал так, чтобы дать читателю представление о процессе постепенного накопления ребенком поэтических богатств. Педагогическая направленность сборника определила подбор материала. Выбраны тексты наиболее типичные, распространенные и художественно ценные.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Семья. Функции семьи
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнед ...

Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...

Планирование учебно-воспитательной работы на уроке
Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения. Осмысливать ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru