Образование » Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе » История изучения и собирания фольклорных произведений

История изучения и собирания фольклорных произведений

Страница 2

Этой же проблемой занимался П.В. Шейн. В сборнике “Русские народные песни” он выделил песни в особый раздел. В него вошли 122 произведения. В приложении были даны варианты песен и описания детских игр. В конце века в “Великорусе” Шейн в разделе детских песен публикует уже двести восемьдесят пять текстов. Кроме того, многие детские песни вошли в разделы юмористических, сатирических, скоморошных и пародийных песен. П.В. Шейн выделяет песни “колыбельные и потешки”, “песенные прибаутки и приговоры”, “жеребьевые песенные прибаутки перед началом игры (конанье)”, “детские игры (с песенными приговорами)”. В исследованиях П.В. Шейн нет еще научно обоснованной классификации, терминология условна, не всегда улавливается смысл, характер произведений того или иного вида. Но детский фольклор уже выделился в автономную область народной поэзии. Это позволило А.Е Грузинскому на основе материалов Шейна издать сборник детского фольклора.

В 70-80-е годы усилилась политическая реакция. Однако отнять завоевания 60-х годов было уже невозможно. Борьба против самодержавия не прекращалась. Ведущая роль в этой борьбе принадлежала демократической литературе. Не сдавала завоеванных позиций и наука. Печатные органы различных научных учреждений и обществ постоянно публиковали фольклорно-этнографический материал, нередко несущий идеи протеста угнетенных. Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф. Кудрявцева, Д.И. Садовникова, И. Голышева появляются публикации Ф.Д. Нефедова, В. Секретова, Е. Добрыниной, П.П. Чубинского, Я.Ф. Головацкого и многие другие.

Интерес к детскому фольклору вырос настолько, что многие газеты отводили целые полосы для публикации произведений детской народной поэзии. Но большинство материалов привлекалось для характеристики различных сторон сельского быта в этнографических статьях и очерках, публиковались случайные произведения, чем-то привлекшие внимание собирателей. По ним нельзя было составить правильного представления о детском песенном репертуаре.

По научному уровню выделяются работы В.Ф. Кудрявцева, К. Рябинского и П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и особо Е.А. Покровского.

При изучении фольклорного наследия собирательская работа велась довольно интенсивно с начала ХIХ века. Теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени не было теории детского фольклора в целом, не было приемлемой теории его отдельных жанров.

В.А. Попов рассматривал считалки (“жребий детских игр”, в терминологии автора) как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий.

Н.И. Костомаров в фольклорных образцах выдвинул отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. Произведения детского фольклора он привлекал в качестве иллюстративного материала. Он определял детские песни как “короткие разговоры, в которых господствует игра слов и созвучий, часто при совершенной нелепости содержания, в которых умышленно подбираются неестественные и дикие положения, сближения и рассказы, иногда же набираются слова без всякой связи”. Однако он хорошо видел, что “сквозь эту детскую болтовню проглядывают следы древнего времени”, отметил и факт перехода в детский фольклор песен взрослых. Теоретические положения Н.И. Костомарова подверглись резкой критике представителей мифологической школы.

В.Ф. Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривал их как вернейшее отражение социальной жизни.

А.Ф. Можаровский рассматривал детское народное творчество в связи с детским бытом, со всем укладом крестьянской жизни. Наряду с этим без должного обоснования дает резко отрицательную оценку некоторым видам творчества (“Чередовые прибаутки большей частью бессмысленны - это пустой набор слов”). Зримы верноподданнические и религиозные тенденции. В этом, очевидно, сказывается влияние Е.В. Барсова, который в отзыве на первую работу А.Ф. Можаровского советовал полнее отражать влияние бога и церкви на воспитание ребенка. Наиболее весомым вкладом в науку были труды С.А. Покровского, посвященные детским играм (“Детские игры преимущественно русские”, 1887 г.; “Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России”, 1884 г.; “Детские подвижные игры”, 1882 г.).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Формы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха
В.В. Ткачева (1999) выделяет следующие формы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии, воздействуя средствами педагогики: – демонстрация родителям (матери) приемов работы с ребенком; – конспектирование матерью уроков, проводимых психологом; – выполнение до ...

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России
История детского призрения в России свидетельствует о том, что стремление помочь ближнему, особенно детям-сиротам и убогим, было одной из традиционных особенностей русского национального характера. Сложившаяся в течение многих веков система детского призрения по-своему уникальна. В России первый пр ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru