Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Одной из специфических зако­номерностей аномального раз­вития психики являются осо­бые взаимоотношения ребенка с окру­жающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что су­щественно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаи­моотношения умственно отсталых уча­щихся с окружающими называют и не­достаточно глубокое понимание обще­ством проблемы интеллектуальной не­достаточности, и наличие у школьни­ков целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Кроме того, при подготовке учащихся коррек-ционно-образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо ис­пользуются компенсаторные возмож­ности их психики, которые, по мнению Л.С.Выготского, тесно связаны с эмо­циональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выра­женное желание ее преодолеть, он ста­новится более восприимчивым к кор-рекционной помощи.

Ведущие специалисты коррекционной педагогики и психологии неодно­кратно подчеркивали необходимость всестороннего и целостного изучения личности школьника с интеллектуаль­ной недостаточностью, а также ком­плексного воздействия на все струк­турные компоненты его психики. В то же время, в центре внимания продол­жает оставаться интеллектуальное раз­витие таких детей, и лишь отдельные исследователи рассматривают особен­ности эмоциональной сферы при умст­венной отсталости.

Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным ус­ловием эффективности коррекционного воздействия. Однако информации, которая могла бы помочь учителям и воспитателям, работающим с умствен­но отсталыми школьниками, в решении данной проблемы явно недостаточно.

В исследовании была использована апробированная в психологии методи­ка "Я, добро и зло". Данная методика относится к числу проективных, следо­вательно, любой вывод, полученный с ее помощью, нуждается в дополнитель­ном подтверждении. Однако особая ценность проективных методик состо­ит в том, что психологическое изучение является опосредованным. Испытуе­мый не просто отвечает на поставлен­ный вопрос, а раскрывает свое отноше­ние посредством различных символов, в качестве которых в данной методике выступают цвет, форма, величина фи­гур, а также их расположение на листе.

В нашей модификации испытуемым предлагался стандартный лист бумаги серого цвета, клей, а также набор из 12 фигур, среди которых были большие и маленькие круги и квадраты красного, черного и белого цвета. Школьник дол­жен был представить, что лист — это окружающий мир. Из предложенных фигур ему необходимо было выбрать три, одна из которых обозначала бы его самого, вторая — добро, третья — зло. Затем следовало расположить фигуры на листе и наклеивать их, согласно сво­ему отношению к заданным понятиям. В процессе работы испытуемого проси­ли давать необходимые пояснения, свя­занные с построением композиции.

Анализ полученных результатов осу­ществляется в соответствии с общими принципами интерпретации проектив­ных методик. Квадрат в психологии ас­социируется с интеллектуальным нача­лом, с потребностью в новой информа­ции, с опорой на логическую переработ­ку этой информации в процессе приня­тия жизненно важных решений и при выборе того или иного способа поведе­ния. Круг символизирует преобладание эмоционального начала значительную зависимость отдельных поступков и по­ведения в целом от непосредственной реакции на конкретную ситуацию.

Всего испытуемыми было выбрано 75 фигур. Из них 49 (65%) — круги и 26 (35%) — квадраты. Это показывает, что в своем взаимодействии с окружаю­щим миром школьники с интеллекту­альной недостаточностью значительно в большей степени ориентируются на эмоциональный импульс, чем на логи­ческий анализ. Данный факт подтверж­дается исследованиями ряда специали­стов, которые доказывают, что у таких учащихся влияние эмоционального на­чала на психическое развитие в целом оказывается более выраженным, чем у нормально развивающихся сверстни­ков. Следовательно, наиболее рацио­нальный путь активизации компенса­торных возможностей психики умст­венно отсталого школьника — это воз­действие на его эмоциональную сферу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...

Представление урока в рамках категории Процесса
В наиболее общем понимании процесс – смена во времени различных состояний. Внутренняя природа этих состояний в модели не фиксируется, важно лишь, что эти состояния могут быть каким-либо способом различены. Модель процесса включает в себя, во-первых, способ различения образующих его состояний, во-вт ...

Методические рекомендации по развитию музыкального вкуса молодежи
Опытно-экспериментальная работа МБУ КДО «Праздник» по развитию музыкального вкуса молодежи позволила получить не только положительную динамику изменения уровня сформированности музыкального вкуса молодежи, но и сформулировать основные тезисы методических рекомендаций, по использованию опыта работы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru