Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 5

Фигура "Добро" расположена в средней верхней части листа и обозна­чена маленьким черным квадратом. Форма данного символа показывает, что девочка связывает с понятием "До­бро" разумное начало. На вопрос о том, почему именно она выбрала фигуру черного цвета, Маша ответила: "Не знаю. Притягивает, красиво. Никакой другой не подойдет". Эта фигура поме­щена выше двух других и достаточно близко к символу "Я".

"Зло" обозначено маленьким крас­ным кругом. Цвет и форма совпадают с фигурой "Я". Возможно, это показа­тель того, что Насте понятны последст­вия импульсивных, необдуманных по­ступков, вспышек грубости, агрессии. Она поместила "Зло" в зону прошлого, что отражает ее желание как можно ре­же встречаться с этим явлением в ре­альной жизни.

Таким образом, мы видим, что мето­дика "Я, добро и зло" дает некоторую возможность проникновения в эмоцио­нальный мир учащихся с интеллекту­альной недостаточностью, показывая особенности отношения школьников к окружающей действительности и к се­бе. В то же время отметим, что данные, полученные при помощи этой методи­ки, могут считаться объективными лишь в том случае, если будут подтверждены в процессе наблюдения и работы с дру­гими экспериментальными методиками. Адекватная интерпретация материалов по данной методике требует от экспери­ментатора достаточно большого опыта исследовательской деятельности, при отсутствии которого могут быть сдела­ны неправильные выводы.

Исследование показало, что процесс взаимодействия умственно отсталых учащихся с окружающей действитель­ностью в значительной степени зави­сит от состояния их эмоциональной сферы.

Это подчеркивает необходимость комплексного анализа особенностей эмоционального развития школьника на фоне общей картины интеллекту­альной недостаточности.

Результаты работы школьников сви­детельствуют о том, что понятия "доб­ро" и "зло" доступны их пониманию. Более того, они достаточно глубоко осознают свое эмоциональное отноше­ние к этим понятиям. Однако необхо­димость раскрыть свое отношение на вербальном уровне вызывала у испыту­емых существенные затруднения. В со­ответствии с этим подчеркнем целесо­образность использования невербаль­ных методик, в том числе и проектив­ного типа, в процессе изучения особен­ностей эмоциональной сферы умствен­но отсталых учащихся.

Информация, полученная при таком изучении, поможет педагогу понять ре­бенка, подобрать эффективные меры коррекционного воздействия, реализо­вать заложенные в его психике ком­пенсаторные возможности.

Коррекционное обучение, как показали иссле­дования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоле­ния или сглаживания некоторых трудностей, возникаю­щих вследствие биологического нарушения, но, что осо­бенно ценно, оно лежит в основе формирования лично­сти дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Использование обходных путей и применение в обучении разных систем знаков, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития ано­мального ребенка и тем самым обеспечивают его «оче­ловечивание». В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического подхода к воспитанию аномальных детей, при котором максимально полно арушенные звенья в системной организации личности.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие спо­собности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возмож­ностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания ока­зывает существенное влияние на формирование личност­ных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не за­метить на развитии всех психических функций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

История изучения и собирания фольклорных произведений
В начале ХIХ века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни. Многие исследователи обращались к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавший о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наив ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru