Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 5

Фигура "Добро" расположена в средней верхней части листа и обозна­чена маленьким черным квадратом. Форма данного символа показывает, что девочка связывает с понятием "До­бро" разумное начало. На вопрос о том, почему именно она выбрала фигуру черного цвета, Маша ответила: "Не знаю. Притягивает, красиво. Никакой другой не подойдет". Эта фигура поме­щена выше двух других и достаточно близко к символу "Я".

"Зло" обозначено маленьким крас­ным кругом. Цвет и форма совпадают с фигурой "Я". Возможно, это показа­тель того, что Насте понятны последст­вия импульсивных, необдуманных по­ступков, вспышек грубости, агрессии. Она поместила "Зло" в зону прошлого, что отражает ее желание как можно ре­же встречаться с этим явлением в ре­альной жизни.

Таким образом, мы видим, что мето­дика "Я, добро и зло" дает некоторую возможность проникновения в эмоцио­нальный мир учащихся с интеллекту­альной недостаточностью, показывая особенности отношения школьников к окружающей действительности и к се­бе. В то же время отметим, что данные, полученные при помощи этой методи­ки, могут считаться объективными лишь в том случае, если будут подтверждены в процессе наблюдения и работы с дру­гими экспериментальными методиками. Адекватная интерпретация материалов по данной методике требует от экспери­ментатора достаточно большого опыта исследовательской деятельности, при отсутствии которого могут быть сдела­ны неправильные выводы.

Исследование показало, что процесс взаимодействия умственно отсталых учащихся с окружающей действитель­ностью в значительной степени зави­сит от состояния их эмоциональной сферы.

Это подчеркивает необходимость комплексного анализа особенностей эмоционального развития школьника на фоне общей картины интеллекту­альной недостаточности.

Результаты работы школьников сви­детельствуют о том, что понятия "доб­ро" и "зло" доступны их пониманию. Более того, они достаточно глубоко осознают свое эмоциональное отноше­ние к этим понятиям. Однако необхо­димость раскрыть свое отношение на вербальном уровне вызывала у испыту­емых существенные затруднения. В со­ответствии с этим подчеркнем целесо­образность использования невербаль­ных методик, в том числе и проектив­ного типа, в процессе изучения особен­ностей эмоциональной сферы умствен­но отсталых учащихся.

Информация, полученная при таком изучении, поможет педагогу понять ре­бенка, подобрать эффективные меры коррекционного воздействия, реализо­вать заложенные в его психике ком­пенсаторные возможности.

Коррекционное обучение, как показали иссле­дования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоле­ния или сглаживания некоторых трудностей, возникаю­щих вследствие биологического нарушения, но, что осо­бенно ценно, оно лежит в основе формирования лично­сти дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Использование обходных путей и применение в обучении разных систем знаков, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития ано­мального ребенка и тем самым обеспечивают его «оче­ловечивание». В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического подхода к воспитанию аномальных детей, при котором максимально полно арушенные звенья в системной организации личности.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие спо­собности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возмож­ностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания ока­зывает существенное влияние на формирование личност­ных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не за­метить на развитии всех психических функций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Динамика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста. Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине у дошкольников. В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в разв ...

Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению
Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество. Выразитель ...

Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru