Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время и способ испытуемого. Чем дольше школьник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.
Рассмотрим примеры интерпретации некоторых работ.
Рис.1. Руслан К. (6 класс)
В данной работе использованы только большие круги — это говорит о значимости для Руслана всех трех понятий, а также о преобладании у него эмоционального начала. Мальчик имеет склонность к импульсивному пове дению, может принять решение, не задумываясь об особенностях ситуации о последствиях своего поступка. Для обозначения понятия "Я" Руслан вы брал красный круг, который, не думая поместил в средней верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто "не хуже", но и "лучше других". "Добро" представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой "Я" несколько правее. Следовательно, школьник осознает необходимость ориентации о своем поведении на позитивные эталоны. Поскольку верхняя часть листа — зона будущего, можно предположить, что личность мальчика развивается в правильном направлении. Черный круг, обозначающий "Зло", располагается в левом нижнем углу. Руслан хотел бы, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от символа "Я" не значительное расстояние и находится намного ниже, что отражает адекватное отношение данного учащегося к таким понятиям, как добро и зло. В данном случае следует развивать позитивное отношение к интеллектуальному началу. Необходимо преодолевать имеющуюся склонность к бездумным впечатлениям и на ее месте формировать какой-либо устойчивый социально-значимый интерес. Расположение фигуры "Я" показывает среднюю самооценку, однако фигура "Добро" находится несколько ниже. Соответственно, отношение Маши к себе следует рассматривать не как установку "хуже некоторых", а напротив — "не хуже многих".
Рис. 2. Маша Ш. (5 класс)
' Для выражения своего отношения к определенным сторонам действительности Маша также выбрала только большие фигуры и использовала все три цвета. Однако для обозначения понятий "Я" и "Добро" она взяла квадраты, которые показывают, что девочка высоко ценит интеллектуальное начало, считает себя способной принимать важные решения с опорой на логический анализ ситуации. Фигура "Зло" обозначена черным кругом, который располагается выше двух других символов. Причем девочка долго думала, куда поместить фигуру "Зло", несколько раз меняла ее место расположения и все-таки наклеила в зоне активного действия и положительно окрашенных эмоций. Есть учесть, что фигура "Я" — красного цвета (азарт, склонность к риску, некоторая агрессия), то, вероятно, острые переживания, связанные с явлениями, которые можно отнести к понятию "Зло", имеют для Маши определенную ценность и не вызывают желания избегать их. В работе Маши использованы 2 маленькие фигуры, при помощи которых она обозначила понятия "Добро" и "Зло", в то время как понятие "Я" символизирует большая фигура. Отметим, что сначала Маша взяла все три маленькие фигуры, затем подумала и заменила фигуру "Я" на большую. Большой красный круг, расположенный в правом нижнем углу, дает возможность предположить, что девочка имеет низкую самооценку. Однако это ее не очень огорчает. Красный цвет и выделяющаяся величина символа "Я" говорят о том, что Маше нравится внимание окружающих. Она в какой-то мере осознает, что ее достижения не так высоки, как хотелось бы, но отказываться от активности не собирается.
Образовательный сервис в России
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в феде ...
Логика образовательного процесса в клубе
Мы постарались выстроить такую систему, которая позволяла бы, каждой личности при всей её многоплановости, наитии себя. Вот ребёнок открыл дверь первый раз в клуб. Где этот ребёнок может развить личность? Выберем интеллектуальный вид деятельности – музыку театр хореографию. А может он человек произ ...
Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей
ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.