Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 4

Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время и спо­соб испытуемого. Чем дольше школь­ник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.

Рассмотрим примеры интерпрета­ции некоторых работ.

Рис.1. Руслан К. (6 класс)

В данной работе использованы толь­ко большие круги — это говорит о зна­чимости для Руслана всех трех понятий, а также о преобладании у него эмоционального начала. Мальчик имеет склонность к импульсивному пове дению, может принять решение, не задумываясь об особенностях ситуации о последствиях своего поступка. Для обозначения понятия "Я" Руслан вы брал красный круг, который, не думая поместил в средней верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто "не хуже", но и "лучше других". "Добро" представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой "Я" несколько правее. Следовательно, школьник осознает необхо­димость ориентации о своем поведе­нии на позитивные эталоны. Посколь­ку верхняя часть листа — зона будуще­го, можно предположить, что личность мальчика развивается в правильном на­правлении. Черный круг, обозначаю­щий "Зло", располагается в левом ниж­нем углу. Руслан хотел бы, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от сим­вола "Я" не значительное расстояние и находится намного ниже, что отражает адекватное отношение данного учаще­гося к таким понятиям, как добро и зло. В данном случае следу­ет развивать позитивное отношение к интеллектуальному началу. Необходи­мо преодолевать имеющуюся склон­ность к бездумным впечатлениям и на ее месте формировать какой-либо ус­тойчивый социально-значимый инте­рес. Расположение фигуры "Я" показы­вает среднюю самооценку, однако фи­гура "Добро" находится несколько ни­же. Соответственно, отношение Маши к себе следует рассматривать не как ус­тановку "хуже некоторых", а напро­тив — "не хуже многих".

Рис. 2. Маша Ш. (5 класс)

' Для выражения своего отношения к определенным сторонам действитель­ности Маша также выбрала только большие фигуры и использовала все три цвета. Однако для обозначения по­нятий "Я" и "Добро" она взяла квадра­ты, которые показывают, что девочка высоко ценит интеллектуальное нача­ло, считает себя способной принимать важные решения с опорой на логичес­кий анализ ситуации. Фигура "Зло" обозначена черным кругом, который располагается выше двух других сим­волов. Причем девочка долго думала, куда поместить фигуру "Зло", несколь­ко раз меняла ее место расположения и все-таки наклеила в зоне активного действия и положительно окрашенных эмоций. Есть учесть, что фигура "Я" — красного цвета (азарт, склонность к ри­ску, некоторая агрессия), то, вероятно, острые переживания, связанные с яв­лениями, которые можно отнести к по­нятию "Зло", имеют для Маши опреде­ленную ценность и не вызывают жела­ния избегать их. В работе Маши использованы 2 ма­ленькие фигуры, при помощи которых она обозначила понятия "Добро" и "Зло", в то время как понятие "Я" сим­волизирует большая фигура. Отметим, что сначала Маша взяла все три ма­ленькие фигуры, затем подумала и за­менила фигуру "Я" на большую. Боль­шой красный круг, расположенный в правом нижнем углу, дает возможность предположить, что девочка имеет низ­кую самооценку. Однако это ее не очень огорчает. Красный цвет и выде­ляющаяся величина символа "Я" гово­рят о том, что Маше нравится внимание окружающих. Она в какой-то мере осо­знает, что ее достижения не так высо­ки, как хотелось бы, но отказываться от активности не собирается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Состояние и проблемы в организации воспитательной работы в специальной школе - интернат
Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Контроль направлен на получение информации, анализирую которую педагог вносит необходимые коррективы в течении учебно-воспитательного процесса. Объективность контроля, исключает преднамеренное, субъективное и ошибочное оценочное суждение и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении обучаю ...

Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики
Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других. В нашем исследовании поня ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru