Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время и способ испытуемого. Чем дольше школьник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.
Рассмотрим примеры интерпретации некоторых работ.
Рис.1. Руслан К. (6 класс)
В данной работе использованы только большие круги — это говорит о значимости для Руслана всех трех понятий, а также о преобладании у него эмоционального начала. Мальчик имеет склонность к импульсивному пове дению, может принять решение, не задумываясь об особенностях ситуации о последствиях своего поступка. Для обозначения понятия "Я" Руслан вы брал красный круг, который, не думая поместил в средней верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто "не хуже", но и "лучше других". "Добро" представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой "Я" несколько правее. Следовательно, школьник осознает необходимость ориентации о своем поведении на позитивные эталоны. Поскольку верхняя часть листа — зона будущего, можно предположить, что личность мальчика развивается в правильном направлении. Черный круг, обозначающий "Зло", располагается в левом нижнем углу. Руслан хотел бы, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от символа "Я" не значительное расстояние и находится намного ниже, что отражает адекватное отношение данного учащегося к таким понятиям, как добро и зло. В данном случае следует развивать позитивное отношение к интеллектуальному началу. Необходимо преодолевать имеющуюся склонность к бездумным впечатлениям и на ее месте формировать какой-либо устойчивый социально-значимый интерес. Расположение фигуры "Я" показывает среднюю самооценку, однако фигура "Добро" находится несколько ниже. Соответственно, отношение Маши к себе следует рассматривать не как установку "хуже некоторых", а напротив — "не хуже многих".
Рис. 2. Маша Ш. (5 класс)
' Для выражения своего отношения к определенным сторонам действительности Маша также выбрала только большие фигуры и использовала все три цвета. Однако для обозначения понятий "Я" и "Добро" она взяла квадраты, которые показывают, что девочка высоко ценит интеллектуальное начало, считает себя способной принимать важные решения с опорой на логический анализ ситуации. Фигура "Зло" обозначена черным кругом, который располагается выше двух других символов. Причем девочка долго думала, куда поместить фигуру "Зло", несколько раз меняла ее место расположения и все-таки наклеила в зоне активного действия и положительно окрашенных эмоций. Есть учесть, что фигура "Я" — красного цвета (азарт, склонность к риску, некоторая агрессия), то, вероятно, острые переживания, связанные с явлениями, которые можно отнести к понятию "Зло", имеют для Маши определенную ценность и не вызывают желания избегать их. В работе Маши использованы 2 маленькие фигуры, при помощи которых она обозначила понятия "Добро" и "Зло", в то время как понятие "Я" символизирует большая фигура. Отметим, что сначала Маша взяла все три маленькие фигуры, затем подумала и заменила фигуру "Я" на большую. Большой красный круг, расположенный в правом нижнем углу, дает возможность предположить, что девочка имеет низкую самооценку. Однако это ее не очень огорчает. Красный цвет и выделяющаяся величина символа "Я" говорят о том, что Маше нравится внимание окружающих. Она в какой-то мере осознает, что ее достижения не так высоки, как хотелось бы, но отказываться от активности не собирается.
Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулирова ...
Планирование учебно-воспитательного процесса на
учебный год
Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей ...
Понятие и сущность фольклора
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.