Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

При помощи круга 16 школьников обозначали понятие "Я", 18 — "Добро" и 15 — "Зло". 10 испытуемых использо­вали только круг. У девяти учащихся с квадратом ассоциируется понятие "Я", у семи — "Добро", у десяти — "Зло", при этом всего в трех работах заданные понятия обозначаются одними квадра­тами. Мотивировать выбор символом круглой или квадратной формы испы­туемые не смогли. Однако их ответы показали, что выбор совершался не на основе рассуждений, а с опорой на эмоциональное отношение ("Мне так больше нравится", "Это красиво", "Я так захотел" и т.д.).

Отметим, что 5 испытуемых обозна­чали понятия "Я" и "Добро" одинако­выми фигурами, в то время как "Зло" было представлено другой фигурой. Это наглядное проявление нормально­го стремления человека находиться как можно ближе к добру и дальше от зла. В работах четырех школьников, напро­тив, одинаковыми фигурами обозначе­ны понятия "Я" и "Зло". В данном слу­чае речь может идти о проекции нега­тивных компонентов личности, откло­нений в направлении эмоциональной активности. У трех учащихся понятие "Я" противопоставлено понятиям "До­бро" и "Зло", для обозначения которых выбраны одинаковые фигуры.

В соответствии с популярной в настоящее время теорией психофизиологи­ческого значения цвета считается, что красный цвет как биологически наибо­лее активный символизирует азарт, стремление к успеху, иногда элемент аг­рессии. Черный — цвет отрицания. Его связывают с негативными переживани ями. Белый включает все цвета спектра, и поэтому его соотносят с жизнеут­верждающей энергией, оптимизмом. Серый — биологически нейтральный цвет, не связанный с эмоциональными переживаниями, на его фоне наиболее яркими и выразительными выглядят другие цвета. В связи с этим предложен­ный испытуемым лист, на котором они должны были отразить свое отношение к некоторым сторонам окружающей действительности, был серым.

Из 75 выбранных испытуемыми фи­гур 27 (36%) — красного цвета, 27 (36%) — белые, 21 фигура (28%) черного цвета. Для обозначения понятия "Я" 14 школьников использовали красные фи­гуры. Выбор данного цвета был связан с желанием привлекать внимание, быть в центре событий, жить яркой, краси­вой жизнью. Отметим, что соответству­ющие мотивы просматривались даже в тех случаях, когда красная фигура "Я" помещалась в одном из нижних углов листа, а это означает заниженную са­мооценку.

У 11 испытуемых фигура "Я" белого цвета. Они хотели бы видеть себя спо­койными, аккуратными, самостоятель­ными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Обращает на себя внимание тот факт, что для обозначения понятия "Я" не была выбрана ни одна фигура чер­ного цвета.

Понятие "Добро" ассоциируется у 8 учащихся с красным цветом (тепло, ди­намика, активное действие, способ­ность при любых обстоятельствах по­беждать зло), у 13 — с белым (уравнове­шенность, чистота, терпение, сила). Три мальчика и одна девочка обозначи­ли "Добро" черными фигурами. Как по­казали их объяснения, для этих школь­ников черный цвет связан не с отрица­тельными эмоциями, а с глубокой тай­ной, завершенностью и самодостаточ­ностью.

Достаточно интересно цветовое вы­ражение испытуемыми своего отноше­ния к понятию "Зло". В пяти работах данное понятие представлено красны­ми фигурами (эгоизм, грубый натиск, война, кровь). На трех работах фигуры "Зло" белые (холод, смерть). 17 школь­ников обозначили данное понятие чер­ным цветом (темнота, опасность, страх, враждебные силы).

В 15 работах использованы 3 цвета: 2 испытуемых все заданные понятия обозначили красным цветом, 1 учащий­ся выбрал исключительно белые фигу­ры, остальные 7 работ представляют собой двухцветные комбинации.

Величина является символом, с по­мощью которого человек осознанно или неосознанно выражает степень значимости какого-либо явления. В на­шем исследовании испытуемые ис­пользовали в основном большие фигу­ры. Это подтверждает, что школьникам с интеллектуальной недостаточностью доступно понимание важности базо­вых для человеческого сознания поня­тий. Маленьких фигур было всего 19 (25%). Из них 13 испытуемых отнесли к понятию "Зло", что отражает естест­венное для любого человека стремле­ние по возможности уменьшить абсо­лютную величину негативного начала. У двух школьников маленькими были все фигуры. Один учащийся с помо­щью маленьких белых кругов изобра­зил "Я" и "Добро", а над ними поместил большой черный квадрат — "Зло". Счи­таем, что в данном случае могут иметь место серьезные отклонения в эмоцио­нальной сфере и этот школьник нужда­ется в особом внимании и психологиче­ской поддержке педагогов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Из истории педагогической оценки
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически слож ...

Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии
Ценностно-смысловая компетентность Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы. ● перед изуче ...

Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навык ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru