Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе.
Соблюдение принципа наглядности требует от учителя целенаправленного и психологически обоснованного включения наглядных средств в структуру урока, адекватного сочетания наглядности со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления элементов абстрактного мышления.
Таблица 1
|
Вид наглядности |
Область применения |
Требования к наглядности и правила использования |
|
1 |
2 |
3 |
|
Изделие, выполненное учителем |
В качестве эталона |
1. Эстетически красочное оформление. 2. Доступность для понимания детьми. 3. Доступность для восприятия как зрительного, так и тактильного |
|
Изделия, выполненные учениками |
Для поиска ошибок и способов их устранения |
Наличие брака |
|
Изделия, выполненные учениками |
Для создания ситуации успеха, положительной мотивации (я тоже так смогу) |
Отсутствие грубых ошибок |
|
Макет |
1. Для эффективности восприятия образца 2. На этапе планирования практической работы |
1. На начальных этапах обучения восприятию цвет деталей макета соответствует цвету деталей изделия, на заключительных этапах - одноцветные. 2. Детали макета должны быть удобны для манипуляций с ними (например, из картона). 3. Работа с макетом проводится у доски (размеры увеличены) и на местах |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Шаблоны. 2. Шаблоны с насечками |
Для разметки основ. В качестве вспомогательного средства для точной разметки на тесте, когда у детей нет еще этого навыка |
Должны быть выполнены из твердого материала (картона) |
|
Изобразительные наглядные средства: 1. Инструкционные таблицы. 2. Предметные карточки |
Для эффективного восприятия образца; как средство помощи при планировании и выполнении практической работы. 1. На этапе планирования - при составлении деформированного плана действий. 2. На этапе контроля усвоения плана действий- для обратной связи. 3. На этапе практической работы - в качестве опоры |
1. Четкое изображение. 2. Целенаправленное отражение предметов и их свойств, соответствие задачам одного занятия. 3. На начальных этапах обучения восприятию цвет изображенных деталей должен соответствовать цвету деталей образца |
|
Демонстрация опытов |
При изучении технологии приготовления соленого теста |
Учитель демонстрирует приготовление соленого теста, сопровождая показ развернутым объяснением, учащиеся получают возможность тактильно изучить свойства теста |
|
Тексты |
1. Таблицы с правилами техники безопасности и эффективной организации практической работы, рабочего места. 2. Технологические карты с планами анализа изделия, предстоящей работы |
Демонстрируются только, если изучение содержания текстов включается в общую дидактическую задачу |
Внимание – понятие, виды, особенности
Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет .Внимание образует поэтому начало образования». Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания – ...
Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях
дополнительного образования
В марте 1995 г. Правительством РФ было утверждено постановление №233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей", в котором дано следующее определение: "Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учрежде ...
Роль игры в образовании дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.