Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе.
Соблюдение принципа наглядности требует от учителя целенаправленного и психологически обоснованного включения наглядных средств в структуру урока, адекватного сочетания наглядности со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления элементов абстрактного мышления.
Таблица 1
Вид наглядности |
Область применения |
Требования к наглядности и правила использования |
1 |
2 |
3 |
Изделие, выполненное учителем |
В качестве эталона |
1. Эстетически красочное оформление. 2. Доступность для понимания детьми. 3. Доступность для восприятия как зрительного, так и тактильного |
Изделия, выполненные учениками |
Для поиска ошибок и способов их устранения |
Наличие брака |
Изделия, выполненные учениками |
Для создания ситуации успеха, положительной мотивации (я тоже так смогу) |
Отсутствие грубых ошибок |
Макет |
1. Для эффективности восприятия образца 2. На этапе планирования практической работы |
1. На начальных этапах обучения восприятию цвет деталей макета соответствует цвету деталей изделия, на заключительных этапах - одноцветные. 2. Детали макета должны быть удобны для манипуляций с ними (например, из картона). 3. Работа с макетом проводится у доски (размеры увеличены) и на местах |
1 |
2 |
3 |
1. Шаблоны. 2. Шаблоны с насечками |
Для разметки основ. В качестве вспомогательного средства для точной разметки на тесте, когда у детей нет еще этого навыка |
Должны быть выполнены из твердого материала (картона) |
Изобразительные наглядные средства: 1. Инструкционные таблицы. 2. Предметные карточки |
Для эффективного восприятия образца; как средство помощи при планировании и выполнении практической работы. 1. На этапе планирования - при составлении деформированного плана действий. 2. На этапе контроля усвоения плана действий- для обратной связи. 3. На этапе практической работы - в качестве опоры |
1. Четкое изображение. 2. Целенаправленное отражение предметов и их свойств, соответствие задачам одного занятия. 3. На начальных этапах обучения восприятию цвет изображенных деталей должен соответствовать цвету деталей образца |
Демонстрация опытов |
При изучении технологии приготовления соленого теста |
Учитель демонстрирует приготовление соленого теста, сопровождая показ развернутым объяснением, учащиеся получают возможность тактильно изучить свойства теста |
Тексты |
1. Таблицы с правилами техники безопасности и эффективной организации практической работы, рабочего места. 2. Технологические карты с планами анализа изделия, предстоящей работы |
Демонстрируются только, если изучение содержания текстов включается в общую дидактическую задачу |
Проверка знаний, кроссворды и карточки
Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид, что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрал ...
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.