Образование » Формирование пунктуационных навыков у младших школьников » Возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в начальных классах

Возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в начальных классах

Страница 3

2 -я линия: (Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык). Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1-4 классах.

В 1 классе (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык) при изучении темы «Текст и предложение» дети изучают членение речи на предложения, учатся оформлять предложения в устной речи и на письме. Вводится понятие диалога и оформление предложений в диалогической речи. Ученики должны научиться употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно; приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание. Во 2 классе (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык) происходит наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Заглавная буква в начале предложения, точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения; использование в речи слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. В 3 классе (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык) изучается предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление). Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении. Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи. В 4 классе (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык) изучается предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами «и» (без перечисления), «а», «но». Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами «и», «а», «но». Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

3) Программа «Школа - 2100». Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе «Школа - 2100» идет следующим образом. В период обучения грамоте (учебник Моя любимая азбука Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания. В 1 классе (Русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией. Во 2 классе (Русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. ; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией. В 3 классе (Русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В 4-м классе (Русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. Обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятия педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно органи ...

Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...

Личностно ориентированное развивающее обучение
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru