Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 5

ая ступень - творческое постижение действительности.

Практическое взаимодействие ребенка с природой определяет в его экологическом сознании единство эмоций и чувств. В этом случае экологическая установка личности на поиски совершенных способов действий становится естественным для ребенка компонентом его общей экологической культуры.

На протяжении подготовительного этапа важно обеспечить эмоционально-чувственную активность ребенка в режиссерской игре следующим образом:

обеспечить ситуацию сотрудничества и успеха;

проводить тренинги-эмпатии, которые позволят детям представить себя любым объектом природы, проникнуться чувствами и переживаниями другого объекта, осознать свои;

Второй (основной) этап определяется побуждением детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому.

На этом этапе целесообразно вести работу в направлении углубления чувственно-эмоционального восприятия. Обыгрывание сюжета определенного стихотворения экологического содержания поможет детям лучше выразить свои переживания эмоционально и вербально. Исполнение ребенком определенных действий с игрушкой-животным или растением позволит детям не только отражать внешние особенности изображаемых персонажей, объектов, но и заставит их внимательнее всматриваться, вслушиваться в произведение, стараться понять его, вжиться в художественные образы.

Следует отметить, что ребенок начинает примерять на себя «одежды» различных природных персонажей, выступая в роли и «режиссера» и «актера». Неодушевленные предметы будут способны одушевляться, животные смогут думать и чувствовать как человек. Таким образом, у ребенка появится способность воспринимать изучаемый персонаж как существо, не зависимое от воли других.

В результате у старшего дошкольника сформируются определенные нравственные качества:

чувство сострадания и предвидения угрожающей природе опасности, стремления предотвратить эту опасность;

понимание того, что все в природе взаимосвязано; нет «полезного», «вредного», «неисчерпаемого».

Становление и развитие способности у старшего дошкольника к самостоятельному природосообразному поведению в природе возможно только в реальной природоохранительной деятельности:

познавательной;

трудовой;

игровой;

деятельности в природе.

Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель взаимодействия. Задача педагога так организовать игровой процесс, чтобы ребенок имел возможность выдвигать свои гипотезы, не боясь при этом сделать ошибку. Предполагается, что правила поведения в повседневной жизни, в природе дети формулируют сами, на основе полученных знаний и эмоциональной оценки явлений, педагог только подводит их к необходимых выводам.

На третьем заключительном этапе совпадение определенных экологических знаний и поведения в природе можно рассматривать как высокий уровень формирования основ экологической культуры.

Логика изучения «формы», как сущности компонента методики, определяет задачу рассмотрения этого понятия.

В «Русском толковом словаре» «форма» определяется как «Структура, устройство, внешнее выражение чего-нибудь, связанные с определенным содержанием».

Л.В. Мархадаев так раскрывает понятие форма (от лат. forma - вид, наружность) - наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо; способ существования и выражения какого-либо содержания. В педагогике форма определяет организационную сторону педагогического явления.

Как отмечает Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова, режиссерские игры индивидуальны, в них развивается инициативность - качество важное для развития личности старшего дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...

Анализ программы О.С. Габриеляна «Общая химия» 11 класс
По школьному учебному плану на изучение химии в 11 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Тематическое планирование составлено с использованием тематического планирования расположенного в методическом пособии, по авторской программе ...

Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru