Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 5

ая ступень - творческое постижение действительности.

Практическое взаимодействие ребенка с природой определяет в его экологическом сознании единство эмоций и чувств. В этом случае экологическая установка личности на поиски совершенных способов действий становится естественным для ребенка компонентом его общей экологической культуры.

На протяжении подготовительного этапа важно обеспечить эмоционально-чувственную активность ребенка в режиссерской игре следующим образом:

обеспечить ситуацию сотрудничества и успеха;

проводить тренинги-эмпатии, которые позволят детям представить себя любым объектом природы, проникнуться чувствами и переживаниями другого объекта, осознать свои;

Второй (основной) этап определяется побуждением детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому.

На этом этапе целесообразно вести работу в направлении углубления чувственно-эмоционального восприятия. Обыгрывание сюжета определенного стихотворения экологического содержания поможет детям лучше выразить свои переживания эмоционально и вербально. Исполнение ребенком определенных действий с игрушкой-животным или растением позволит детям не только отражать внешние особенности изображаемых персонажей, объектов, но и заставит их внимательнее всматриваться, вслушиваться в произведение, стараться понять его, вжиться в художественные образы.

Следует отметить, что ребенок начинает примерять на себя «одежды» различных природных персонажей, выступая в роли и «режиссера» и «актера». Неодушевленные предметы будут способны одушевляться, животные смогут думать и чувствовать как человек. Таким образом, у ребенка появится способность воспринимать изучаемый персонаж как существо, не зависимое от воли других.

В результате у старшего дошкольника сформируются определенные нравственные качества:

чувство сострадания и предвидения угрожающей природе опасности, стремления предотвратить эту опасность;

понимание того, что все в природе взаимосвязано; нет «полезного», «вредного», «неисчерпаемого».

Становление и развитие способности у старшего дошкольника к самостоятельному природосообразному поведению в природе возможно только в реальной природоохранительной деятельности:

познавательной;

трудовой;

игровой;

деятельности в природе.

Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель взаимодействия. Задача педагога так организовать игровой процесс, чтобы ребенок имел возможность выдвигать свои гипотезы, не боясь при этом сделать ошибку. Предполагается, что правила поведения в повседневной жизни, в природе дети формулируют сами, на основе полученных знаний и эмоциональной оценки явлений, педагог только подводит их к необходимых выводам.

На третьем заключительном этапе совпадение определенных экологических знаний и поведения в природе можно рассматривать как высокий уровень формирования основ экологической культуры.

Логика изучения «формы», как сущности компонента методики, определяет задачу рассмотрения этого понятия.

В «Русском толковом словаре» «форма» определяется как «Структура, устройство, внешнее выражение чего-нибудь, связанные с определенным содержанием».

Л.В. Мархадаев так раскрывает понятие форма (от лат. forma - вид, наружность) - наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо; способ существования и выражения какого-либо содержания. В педагогике форма определяет организационную сторону педагогического явления.

Как отмечает Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова, режиссерские игры индивидуальны, в них развивается инициативность - качество важное для развития личности старшего дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...

Характеристика музыкальной выразительности
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выраз ...

Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru