Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 10

Метод организации игровой деятельности. Игровой процесс старших дошкольников выглядит как метакоммуникация - постоянный переход из игровых отношений в реальные, обеспечивающие организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел. Следовательно, режиссерская игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия воображаемой ситуации неразрывно связаны с реальными действиями в природе.

Интегративный характер игровой деятельности ребенка проявляется в самостоятельности и творчестве при выдвижении игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения экологического сюжета и создания выразительных игровых образов.

Традиционный словесный метод. Основное назначение этого метода - активизировать мыслительную деятельность ребенка, качественно совершенствовать речь дошкольника.

Старший дошкольный возраст многие исследователи считают сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос. Н.Б.Шумакова отмечает, что старший дошкольный возраст - важнейший этап в развитии вопросов. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и обследование.

Разработанная методика предполагает следующие варианты использования словесного метода:

чтение стихотворения воспитателем;

чтение стихотворения ребенком;

обсуждение проблемных ситуаций в форме вопросов;

закрепление правильности ответов соответствующими экологическими знаками.

В качестве образца, способного активизировать процесс коллективного обсуждения произведения, можно использовать стихотворение Л. Татьяничевой «Снегири». Вопросы по прочтению стихотворения могут быть следующими:

Каких птиц, кроме снегирей, ты встречал зимой в своем городе?

Чем может помочь человек птицам зимой?

Как мы помогаем зимующим птицам, прилетающим на наш участок?

Какую пользу приносят нам «пернатые друзья»?

В ходе обсуждения воспитателю стоит воздержаться от критики, если ребенок отвечает не верно, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее интересные оригинальные версии.

После беседы целесообразно предложить детям обыграть стихотворения с фигурками снегирей.

Метод глубинной экологии, когда ребенок стоит на позиции какого- либо существа, выражен комплексным воздействием на эмоционально- чувственную сферу психики ребенка. Во время режиссерской игры, обыгрывая какой-либо объект живой или неживой природы, ребенок способен проявить чувство сострадания и положительное отношение к природе. Задача этого метода заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослого, «врастали» в структуру его личности, в систему личностных смыслов.

Логика изучения методики определяет задачу рассмотрения такого компонента как «средства».

С.И. Ожегов и П.Н. Денисов раскрывают понятие «средство как прием, способ действия для достижения чего-либо».

Б.Г. Мещерякова рассматривает «средства обучения» как материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащегося с новой технологией и т.п.

Трактовка сущности понятия «средство обучения», представленная Л.В. Трубайчук и Н.Н. Тулькибаевой, несет следующую характеристику: « . материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний».

Анализ возможностей режиссерской игры у старших дошкольников убеждает нас в том, что игровая деятельность является эффективным средством формирования основ экологической культуры.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Психолого-педагогические основы обучения письму в младших классах в школе для детей с ТНР
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма и чтения. Психофизиологической основой письма – взаимобусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного, моторного анализаторов. ...

Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru