Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 10

Метод организации игровой деятельности. Игровой процесс старших дошкольников выглядит как метакоммуникация - постоянный переход из игровых отношений в реальные, обеспечивающие организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел. Следовательно, режиссерская игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия воображаемой ситуации неразрывно связаны с реальными действиями в природе.

Интегративный характер игровой деятельности ребенка проявляется в самостоятельности и творчестве при выдвижении игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения экологического сюжета и создания выразительных игровых образов.

Традиционный словесный метод. Основное назначение этого метода - активизировать мыслительную деятельность ребенка, качественно совершенствовать речь дошкольника.

Старший дошкольный возраст многие исследователи считают сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос. Н.Б.Шумакова отмечает, что старший дошкольный возраст - важнейший этап в развитии вопросов. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и обследование.

Разработанная методика предполагает следующие варианты использования словесного метода:

чтение стихотворения воспитателем;

чтение стихотворения ребенком;

обсуждение проблемных ситуаций в форме вопросов;

закрепление правильности ответов соответствующими экологическими знаками.

В качестве образца, способного активизировать процесс коллективного обсуждения произведения, можно использовать стихотворение Л. Татьяничевой «Снегири». Вопросы по прочтению стихотворения могут быть следующими:

Каких птиц, кроме снегирей, ты встречал зимой в своем городе?

Чем может помочь человек птицам зимой?

Как мы помогаем зимующим птицам, прилетающим на наш участок?

Какую пользу приносят нам «пернатые друзья»?

В ходе обсуждения воспитателю стоит воздержаться от критики, если ребенок отвечает не верно, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее интересные оригинальные версии.

После беседы целесообразно предложить детям обыграть стихотворения с фигурками снегирей.

Метод глубинной экологии, когда ребенок стоит на позиции какого- либо существа, выражен комплексным воздействием на эмоционально- чувственную сферу психики ребенка. Во время режиссерской игры, обыгрывая какой-либо объект живой или неживой природы, ребенок способен проявить чувство сострадания и положительное отношение к природе. Задача этого метода заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослого, «врастали» в структуру его личности, в систему личностных смыслов.

Логика изучения методики определяет задачу рассмотрения такого компонента как «средства».

С.И. Ожегов и П.Н. Денисов раскрывают понятие «средство как прием, способ действия для достижения чего-либо».

Б.Г. Мещерякова рассматривает «средства обучения» как материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащегося с новой технологией и т.п.

Трактовка сущности понятия «средство обучения», представленная Л.В. Трубайчук и Н.Н. Тулькибаевой, несет следующую характеристику: « . материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний».

Анализ возможностей режиссерской игры у старших дошкольников убеждает нас в том, что игровая деятельность является эффективным средством формирования основ экологической культуры.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Развивающее обучение
Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям. Идеи развивающего обучения берут свое начало еще в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Подлинно научное обоснование теории развивающего обучения впе ...

Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у ...

Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая проблема
Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализм я, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru