Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 9

Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не представляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит отдаление от природной среды.

Анализ результатов исследований проблемы взаимовлияния и взаимодействия индивида и среды свидетельствуют о значительном влиянии к ней в истории развития педагогики и психологии.

Важнейшим фактором становления личности ребенка является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают на дошкольника развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А.И.Арнольдовым, который утверждает: «Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».

Так, В.В.Давыдов и А.Б.Переверзев определили требования учебно- воспитательного учреждения:

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем самостоятельно создавать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, художественной и игровой активности.

Среда должна быть достаточно связной, позволяя ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Благодаря связанности среды, ребенок будет воспринимать различные виды своей деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Эту цель можно достичь за счет многофункциональности элементов предметной и природной среды и включения их в различные функциональные структуры.

3) Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразованию мира, воспитателю - видоизменить структуру и функции различных объектов и предметов в соответствии с различными педагогическими задачами. В этом случае педагог получит возможность корректировать деятельность, не вмешиваясь в нее прямо с вербальными указаниями. Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельное решение, воспитатель может достичь цели. Управление средой будет происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Методологическое значение для нашей работы имеет концепция развивающей предметной среды, разработанная в центре «Дошкольное детство» имени A.B. Запорожца под руководством С.Л. Новоселовой. Автор концепции выдвигает положение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектов опыта своей деятельности. Определяя развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика, С.Л.Новоселова включает в нее такие элементы, как природно- экологические объекты.

Являясь составным компонентам среды, природа имеет для ребенка дошкольного возраста особое значение, как наиболее близкое и понятное окружение. Природная среда становится средством развития, воспитания и формирования основ экологической культуры дошкольника.

С точки зрения организации эколого-игровой среды, следует отметить, что для полноценного осуществления режиссерской игры важна правильная организация предметной среды.

Игровую среду необходимо организовать таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В групповой комнате можно организовать зону, специально предназначенную для режиссерских игр экологического содержания. Различные наборы, фигурок животных, растений, объектов природы можно разместить в эстетично оформленных коробочках. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребенка, давать возможность играть самому. Воспитателю следует помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от режиссерской игры на манипулирование игрушкой, поэтому целесообразно сначала дать ему возможность изучить ее. И только после того, как ориентированные действия иссякнут, игрушку можно использовать для режиссерской игры. Вместе с тем, необходимо помнить, что ребенок сможет самостоятельно организовать режиссерские игры только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...

Методика проведения зачетного урока
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивност ...

Структура управления автономным учреждением
Согласно статье 6 Закона № 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является: 1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имуществ ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru