Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 11

В зависимости от условий режиссерская игра может выступать в следующих аспектах:

- как средство развития памяти. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготсксго центральной функцией дошкольного возраста является память.

Средство развития мышления. В психологическом словаре «мышление» определяется как опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственные познания и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности.

Вопросы становления экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения окружающего мира, психолого- педагогические и методологические закономерности его развития, определяющие влияние его на формирование основ экологической культуры личности ребенка 5-7 лет, недостаточно изучены.

Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно- логического).

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Э.И. Маствилискера, Т.И. Минской, О.Н. Концевой и другими доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если 5-7 лет детей учат наблюдать за природой и делать выводы, у них происходит значительные сдвиги в развитии мышления.

Значит, если в процессе режиссерской игры воспитатель будет учить искать и устанавливать наиболее существенные признаки в явлениях природы и объектах, находить существенные зависимости и связи между ними, у старших дошкольников будут развиваться логические формы мышления.

- как средство развития творческой личности и творческих способностей (воображение и эмоциональность). С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова). Как указывал Л.С. Выготский, именно игра является для ребенка школой эмоций. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь воображения и эмоций очевидна. Мы считаем, что развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и его включения в структуру эмоционального процесса. Психологи утверждают, что развитие воображения служит психологическим механизмом в развитии психической функции дошкольника.

Уровень проявления творческой активности у ребенка целесообразно рассматривать через отношения личности с внешней средой. Эти отношения настолько значимы, что невозможно представить развитие творческих способностей ребенка без осознания им взаимовлияния «мира» на «индивидуальность» и наоборот. В режиссерской игре ребенок выступает в роли творца, поэтому необходимо поощрять в ребенке инициативу, изобретательность, уверенность в себе, своих силах и способностях. Если в процессе игры необходимо развивать у ребенка умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, то в дальнейшем это умение ребенок может применить в различных видах созидательной экологической деятельности.

Средство организации общения.

Игра-главная сфера общения детей, в ней познается социальный опыт взаимоотношений, она является сферой детской активности.

Для старшего дошкольного возраста характерно дальнейшее развитие мотивов общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающими.

У старшего дошкольника заметную роль в поведении начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому и пр.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Сущность понятия «музыкальный вкус»
Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действ ...

Описание групп испытуемых и методов исследования
В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а так же проанализировать полученные данные. Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивацион ...

Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru