Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности применения творческих задач в музыкальном развитии ребенка. Была установлена этапность формирования у учащихся различных способностей в процессе создания музыкально-игрового образа: исполнение роли отдельных характерных персонажей, показ образа в развитии, овладение способом совместных действий и способом сюжетно-композиционного развития.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся осуществлялось при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходило по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации творческого замысла.
I степень трудности – детям предлагались песни и пьесы с яркими локальными образами, вызывающими у учеников желание передать характерные движения отдельных персонажей.
II степень трудности – инсценирование пьесы или песни с ярко выраженной динамикой развития.
III степень трудности –были предложены пьесы и песни с контрастными образами, побуждающие детей к установлению взаимоотношений между персонажами и сюжетному развитию игры.
Каждая последующая степень трудности заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным усложнением творческих задач.
Формирование творческого потенциала средствами музыкально-игровой драматизации потребовало решения следующих задач:
активизация процесса восприятия музыки путем использования проблемного обучения: вводилась серия вопросов, активизирующих слушание музыки, заставляющих сравнивать, сопоставлять, обобщать; специальные задания, способствующие развитию фантазии, творческого воображения, памяти, приобретению слушательского опыта;
активизация сенсорного развития учащихся путем систематического применения музыкально-ритмических игр, способствующих развитию чувства ритма, лада, тембра, восприятию высоты звука и т.д., пониманию логики музыкального развития и формы произведения;
формирование умения распознавать игровую ситуацию в драматизации инструментального произведения или песни, создавать игровой замысел, план его реализации;
развитие фантазии и умения комбинировать полученные знания и для реализации творческих замыслов;
развитие музыкальных и творческих способностей, умений, необходимых в коллективной музыкальной деятельности;
приобретение учащимися практических навыков передачи особенностей музыкального произведения, его построения и форм в движении, точной согласованности движений и музыки, качества использования движений и их разнообразие;
создание необходимых педагогических условий для творческой музыкальной деятельности.
Всего в эксперименте было охвачено 92 ученика из них в экспериментальных классах – 60 человек и контрольном – 32.
Формирующий эксперимент проводился по двум методическим вариантам, каждому из которых соответствовали свои методические задачи, цели, формы работы и типы заданий. Исходя из стилевых установок, избирался музыкально-дидактический материал. Эксперимент проводился параллельно в двух экспериментальных классах для выявления наиболее оптимальных методов решения поставленных задач. В каждом из экспериментальных классов использовался конкретный методический вариант(1-А (29 человек) – по I-му; 1-Б (31 человек) – по II-му; 1-В (32 человека) – контрольный).
Первый методический вариант предполагал включение в учебный процесс музыкально-игровой драматизации и изучение элементов музыкально-ритмических движений, подразумевая при этом скоординированность учебных заданий уроков музыки и уроков ритмики.
Второй методический вариант подразумевал взаимосвязь уроков музыки и внеклассной творческой деятельности учащихся.
Состояние работы по обучению детей созданию непредметных
образов
В ходе анализа планов воспитателей оказалось, что в учебных планах представлено лишь традиционное (предметное) рисование. Запланировано по 2 занятия по изобразительной деятельности по 25 мин. в неделю, всего - 50 минут в неделю. Таким образом, у 100% исследуемых воспитателей в вариативной части про ...
Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...
Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспосо ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.