Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности применения творческих задач в музыкальном развитии ребенка. Была установлена этапность формирования у учащихся различных способностей в процессе создания музыкально-игрового образа: исполнение роли отдельных характерных персонажей, показ образа в развитии, овладение способом совместных действий и способом сюжетно-композиционного развития.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся осуществлялось при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходило по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации творческого замысла.
I степень трудности – детям предлагались песни и пьесы с яркими локальными образами, вызывающими у учеников желание передать характерные движения отдельных персонажей.
II степень трудности – инсценирование пьесы или песни с ярко выраженной динамикой развития.
III степень трудности –были предложены пьесы и песни с контрастными образами, побуждающие детей к установлению взаимоотношений между персонажами и сюжетному развитию игры.
Каждая последующая степень трудности заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным усложнением творческих задач.
Формирование творческого потенциала средствами музыкально-игровой драматизации потребовало решения следующих задач:
активизация процесса восприятия музыки путем использования проблемного обучения: вводилась серия вопросов, активизирующих слушание музыки, заставляющих сравнивать, сопоставлять, обобщать; специальные задания, способствующие развитию фантазии, творческого воображения, памяти, приобретению слушательского опыта;
активизация сенсорного развития учащихся путем систематического применения музыкально-ритмических игр, способствующих развитию чувства ритма, лада, тембра, восприятию высоты звука и т.д., пониманию логики музыкального развития и формы произведения;
формирование умения распознавать игровую ситуацию в драматизации инструментального произведения или песни, создавать игровой замысел, план его реализации;
развитие фантазии и умения комбинировать полученные знания и для реализации творческих замыслов;
развитие музыкальных и творческих способностей, умений, необходимых в коллективной музыкальной деятельности;
приобретение учащимися практических навыков передачи особенностей музыкального произведения, его построения и форм в движении, точной согласованности движений и музыки, качества использования движений и их разнообразие;
создание необходимых педагогических условий для творческой музыкальной деятельности.
Всего в эксперименте было охвачено 92 ученика из них в экспериментальных классах – 60 человек и контрольном – 32.
Формирующий эксперимент проводился по двум методическим вариантам, каждому из которых соответствовали свои методические задачи, цели, формы работы и типы заданий. Исходя из стилевых установок, избирался музыкально-дидактический материал. Эксперимент проводился параллельно в двух экспериментальных классах для выявления наиболее оптимальных методов решения поставленных задач. В каждом из экспериментальных классов использовался конкретный методический вариант(1-А (29 человек) – по I-му; 1-Б (31 человек) – по II-му; 1-В (32 человека) – контрольный).
Первый методический вариант предполагал включение в учебный процесс музыкально-игровой драматизации и изучение элементов музыкально-ритмических движений, подразумевая при этом скоординированность учебных заданий уроков музыки и уроков ритмики.
Второй методический вариант подразумевал взаимосвязь уроков музыки и внеклассной творческой деятельности учащихся.
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...
Виды учебных заведений
В России существует огромное количество различных учебных заведений. Деление происходит не только на государственные и частные, но и по углубленному изучению тех или иных предметов. Для того чтобы определиться с выбором направления обучения надо изучить потребность рынка, а также индивидуальные спо ...
Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики
Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитате ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.