Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Страница 1

Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности применения творческих задач в музыкальном развитии ребенка. Была установлена этапность формирования у учащихся различных способностей в процессе создания музыкально-игрового образа: исполнение роли отдельных характерных персонажей, показ образа в развитии, овладение способом совместных действий и способом сюжетно-композиционного развития.

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся осуществлялось при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходило по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации творческого замысла.

I степень трудности – детям предлагались песни и пьесы с яркими локальными образами, вызывающими у учеников желание передать характерные движения отдельных персонажей.

II степень трудности – инсценирование пьесы или песни с ярко выраженной динамикой развития.

III степень трудности –были предложены пьесы и песни с контрастными образами, побуждающие детей к установлению взаимоотношений между персонажами и сюжетному развитию игры.

Каждая последующая степень трудности заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным усложнением творческих задач.

Формирование творческого потенциала средствами музыкально-игровой драматизации потребовало решения следующих задач:

активизация процесса восприятия музыки путем использования проблемного обучения: вводилась серия вопросов, активизирующих слушание музыки, заставляющих сравнивать, сопоставлять, обобщать; специальные задания, способствующие развитию фантазии, творческого воображения, памяти, приобретению слушательского опыта;

активизация сенсорного развития учащихся путем систематического применения музыкально-ритмических игр, способствующих развитию чувства ритма, лада, тембра, восприятию высоты звука и т.д., пониманию логики музыкального развития и формы произведения;

формирование умения распознавать игровую ситуацию в драматизации инструментального произведения или песни, создавать игровой замысел, план его реализации;

развитие фантазии и умения комбинировать полученные знания и для реализации творческих замыслов;

развитие музыкальных и творческих способностей, умений, необходимых в коллективной музыкальной деятельности;

приобретение учащимися практических навыков передачи особенностей музыкального произведения, его построения и форм в движении, точной согласованности движений и музыки, качества использования движений и их разнообразие;

создание необходимых педагогических условий для творческой музыкальной деятельности.

Всего в эксперименте было охвачено 92 ученика из них в экспериментальных классах – 60 человек и контрольном – 32.

Формирующий эксперимент проводился по двум методическим вариантам, каждому из которых соответствовали свои методические задачи, цели, формы работы и типы заданий. Исходя из стилевых установок, избирался музыкально-дидактический материал. Эксперимент проводился параллельно в двух экспериментальных классах для выявления наиболее оптимальных методов решения поставленных задач. В каждом из экспериментальных классов использовался конкретный методический вариант(1-А (29 человек) – по I-му; 1-Б (31 человек) – по II-му; 1-В (32 человека) – контрольный).

Первый методический вариант предполагал включение в учебный процесс музыкально-игровой драматизации и изучение элементов музыкально-ритмических движений, подразумевая при этом скоординированность учебных заданий уроков музыки и уроков ритмики.

Второй методический вариант подразумевал взаимосвязь уроков музыки и внеклассной творческой деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Гуманизация образования
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности быти ...

Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...

Уровень притязаний младшего школьника
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вв ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru