Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Страница 3

Первое задание. Была предложена пьеса В. Косенко «За метеликом». По содержанию эта пьеса близка произведению первого констатирующего среза «Метелик» С. Майкапара. Но это музыкально-инструментальное произведение несколько сложнее по структуре и выразительным средствам.

В экспериментальном классе общее настроение произведения «За мотыльком» было определено без труда, дети с удовольствием определили средства музыкальной выразительности, связывая их с общим характером, образным содержанием, фантазируя по поводу поведения мотылька, сравнивая с произведением «Метелик» С. Майкапара. Определи, что произведение состоит из двух частей, мелодии которых сходны, но различны в регистровом отношении.

Таким образом, в результате работы с учениками по предлагаемой методике в экспериментальном классе отмечается более дифференцированное восприятие ими средств музыкальной выразительности и желание все услышанное в музыке отразить в движениях.

Второе задание. Представляло собой самостоятельное инсценирование украинской народной песни «Берiзка» в обработке В. Верховинца. Содержание данной песни дает возможность воспроизвести ее в форме диалога: «березки» - девочки, «дубки» - мальчики. В ходе работы над произведением ребята сравнивали его с «Берiзонькой» А. Филиппенко.

В процессе эксперимента оценивался не просто интерес детей к творческой деятельности, но и качество воплощения творческого замысла.

Третье задание. В качестве музыкального материала использовалась украинская народная песня «Яструб i курчата». Цель задания – проверить умение детей самостоятельно распределять роли между собой, создавать рисунок игры, находить способы ее реализации, сохраняя общий характер песни в связи с развитием сюжета, согласовывать движения с развитием образа песни и средствами музыкальной выразительности.

Анализ показал, что уровень общих показателей выше, чем в контрольном классе на 15-20%. Среди специальных показателей повысился уровень самостоятельности выполнения заданий - 41.4 % (в контрольном – 18.8%). Выразительность и оригинальность составили – 62.1%, 37.9% (в контрольном – 12.5%, 9.4%). Согласованность движений с содержанием музыки повысилась на 18.6%, с характером – на 28.4%. Следование движений за развитием музыки – на 45.8%. Скоординированность движений достигла 37.9% (в контрольном – 12.5%). Согласованность со средствами музыкальной выразительности также существенно повысилась: с темпом – на 22.4%; с динамикой – на 63.4%; с ладом – на 36.4%; со штрихом – на 35.8%. Наблюдалось достаточное повышение активности детей – 31% (в контрольном – 12.5%). Благодаря занятиям ритмикой у них существенно увеличился объем и разнообразие танцевальных движений – 37.9% (в контрольном классе –12.5%).

Результаты формирующего эксперимента расположены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображе ...

Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах
В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии. Об этом говорится в работах Р.М. Босксис, Л.С. Волковой, В.К.Воробьевой, К.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru