Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки

Страница 2

Остановимся на каждом из методических вариантов подробнее.

Первый методический вариант. Целью такого рода междисциплинарных связей, является последовательное и систематическое формирование у учащихся восприятия музыкальных образов, а также развитие творческой направленности через способность выражать эти образы в музыкально-ритмических движениях.

Развитие элементов творчества осуществлялось во всех видах музыкальной деятельности на уроках музыки, при этом использовались движения, сценическая игра, пантомима, элементы танца, короткие беседы, основанные на ассоциативных связях с литературой, театральным искусством, ситуациями повседневной жизни.

В процессе обучения особое внимание детей обращалось на то, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, на необходимость вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее характер. При этом использовался прием контрастного сопоставления музыкальных произведений – исполнялись сочинения одного жанра (вальсы, марши), пьесы с одинаковыми или близкими названиями («Метелик» С. Майкапара, «За метеликом» В. Косенко, «Дiд Мороз» А. Витлина, «Дiд Мороз» Р. Шумана); контрастные произведения в пределах одного настроения (два веселых; два лирических).

Методика работы по данному варианту предусматривала параллельно-блочную систему обучения. Для ее осуществления весь теоретический и музыкально-практический материал был сосредоточен вокруг узловых моментов, которые изучались параллельно и одновременно на уроках музыки и занятиях по ритмике. При этом учитывались возможности приобретения учениками навыков, в процессе выполнения ряда игр, упражнений, знакомящих с различными музыкальными произведениями. Благодаря этому у учащихся появляется возможность определенного выбора средств реализации творческого замысла. В качестве дидактического материала использовались специально подобранные игры и упражнения, например: «Поменяйся», «Лягушки», «Карусель», «Приглашение» (А.Е. Луговской), «Плетень» (Г. Франио, И. Лифиц), «Встречи в лесу» (Г. Франио), «Переменный шаг», «Шаг с притопом», «Хороводный шаг» (разных авторов) и т.д. Весь этот материал был распределен между уроками музыки и ритмики с учетом специфики каждой дисциплины.

Развитию музыкально-творческих способностей каждого ученика способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между учащимися и учителями музыки и ритмики. Педагогические приемы применялись самые разнообразные. Например, на занятиях ритмикой одним из основных видов деятельности являлся импровизированный танец. Рассказ о первых весенних цветах подтолкнул учащихся к созданию таких танцев, как: «Подснежник», «Фиалка», «Ландыш». Чтение стихотворений о животных и птицах служило импульсом к созданию забавных танцев: «Кошечка», «Медведь», «Лисичка».

Творческая фантазия стимулировалась визуальным рядом с помощью иллюстраций, слайдов. Для активизации зрительно-ассоциативных представлений, было запланировано посещение выставок декоративного искусства, экспозиций художественного музея. Для развития танцевальных творческих способностей широко использовалась как классическая, современная, так и народная музыка.

Поощрялись нестандартные подходы детей к решению конкретных художественных замыслов; для полноценной самореализации учеников разрешалось, по необходимости перемещение по классу; дисциплина достигалась не традиционными педагогическими мерами, а посредствам положительной мотивации действий каждого учащегося.

Во время проведения формирующего эксперимента, учитель постоянно должен обращать внимание на приобретение учащимися навыков общения друг с другом, учитывать певческую и слуховую нагрузку, применять разнообразные методы и способы активизации трудоспособности учеников, использовать различные варианты структуры уроков и чередования видов музыкальной деятельности.

Для проверки результатов формирования музыкально-творческих способностей младших школьников, после проведения формирующего эксперимента были подобраны музыкальные произведения в соответствии с условиями трех заданий, возрастными особенностями учащихся и программными требованиями.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Виды игр при обучении экономике
Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненны ...

Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему повед ...

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru