Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 4

Для методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности имеет существенное значение позиция Е.Е.Кравцовой, которая рассматривает режиссерскую игру с точки зрения психологии.

Автор подчеркивает, что актуальность проблемы освоения ребенком позиции субъекта режиссерской игры обусловлена социо культурным значением этой деятельности. Поэтому режиссерская игра выступает как важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован ребенок.

Любая игра, в том числе и режиссерская, не возникает у детей сама по себе, спонтанно. Игровые умения передаются другими людьми, уже «умеющими играть». Но взрослые, пытаясь передавать игровые умения, как правило, находятся в позиции «над» ребенком. Поэтому необходимо изменить позицию взрослого: он должен стать партнером по игре.

На всех этапах игру необходимо сохранять как свободную самостоятельную деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, взаимодействовать друг с другом. Воспитатель может дать детям образцы общения человека с миром природы, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей и пытаться направлять их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному режиссированию в процессе игры.

Разработанная нами методика представляет систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:

определенных экологических знаний;

эмоционально-чувственного восприятия природы;

нравственных качеств (забота о животных, растениях и т. д.), понимание того, что в природе все взаимосвязано;

личностных качеств (добрый, чуткий, заботливый, активный, ответственный).

Вышеперечисленные элементы будут трансформироваться в режиссерской игре, что поможет сформировать основы экологической культуры у старших дошкольников.

Цель методики: способствовать формированию основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Задачи методики:

в процессе режиссерской игры знакомить дошкольников с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы;

учить овладевать правилами грамотного поведения в природе в режиссерской игре.

В представленной выше методике целесообразно рассмотреть содержание ее компонентов.

Содержание, как компонент методики, мы рассмотрим через этапы формирования основ экологической культуры.

На первом подготовительном этапе одной из основных задач, поставленной воспитателем является развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу.

Еще с младшего дошкольного возраста ребенка необходимо научить выделять свойства и признаки тех предметов природы, с которыми он встречается с первого дня жизни. Чем больше этих свойств и признаков ребенок различает, тем глубже идет познание. Развивая органы чувств ребенок рассматривает предметы природы, вслушивается, трогает, пробует на вкус, нюхает. Педагоги и психологи называют эти процессы «обследовательскими действиями». Именно с помощью органов чувств дошкольник познает природу.

В психолого-педагогической и эстетической литературе особенно подчеркиваются вопросы эмоций и чувств в природе экологических отношений (А.Н. Захлебный, Н.М. Мамедов, А.В. Михеев, В.М. Константинов, Н.Н. Вересов, И.Т. Суравегина).

Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее имеет рассудочный и схематический характер. И.Гончаров определил механизм эмоционально-чувственного развития личности:

ая ступень — эмоционально-чувственный отклик на эстетические проявления действительности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...

Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов
В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специа ...

Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru