проектирование декораций и предположение необходимого игрового реквизита;
построение единой сюжетной линии;
изображение характерных образов в разыгрываемой постановке;
передачу смысла образа через использование средств выразительности (слова, действия, мимики(;
передачу содержания текста с различными интонациями;
импровизацию.
Применение режиссерской игры как разновидности сюжетной игры в экологическом образовании детей заключается в том, что ребенок может организовать экологически направленную игровую деятельность на полифункциональном поле, как режиссер строить и развивать экологические сюжеты, управляя фигурками, игрушками и комментировать их действия.
Процесс режиссерской игры предусматривает психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт. На протяжении игры все действия ребенка оцениваются положительно, а в конце игры обязателен ритуал передачи положительных эмоций.
Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников представлена нами в таблице 3.
В основу предлагаемой методики положены научные теории и взгляды педагога-психолога A.B.Запорожца, который опирается на ряд теоретических положений: игра - это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. А.В.Запорожец подчеркивает, что эффективность обучения в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации. Именно включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний.
А.В.Запорожец утверждает, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.
Таблица 3 Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Компоненты методики |
Содержание компонентов методики |
Цель |
Формирование экологической культуры через режиссерскую игру |
Содержание |
Этапы формирования экологической культуры этап - (подготовительный) развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу; этап - (основной) побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому. этап - (заключительный) развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению. |
Формы |
Индивидуальная деятельность. Совместная деятельность. Коллективная деятельность. |
Методы |
Метод формирования сознания личности ребенка (эколого- игровая среда). Метод организации игровой деятельности. Словесный метод. Метод глубинной экологии (ребенок стоит на позиции какого- либо существа). |
Средства |
Средство развития памяти (произвольное внимание); Средство развития мышления (эмоционально-образное); Средство развития творческих способностей (воображение в действии, эмоциональность); Средство организации общения; |
Приемы |
Прямое руководство Косвенное руководство |
Общие методические требования к занятиям
Занятия проводятся с группой по 10-15 детей. - продолжительность занятия – 30 минут. - на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. - занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительно ...
Внимание – понятие, виды, особенности
Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет .Внимание образует поэтому начало образования». Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания – ...
Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической
диагностики
Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица). Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценк ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.