проектирование декораций и предположение необходимого игрового реквизита;
построение единой сюжетной линии;
изображение характерных образов в разыгрываемой постановке;
передачу смысла образа через использование средств выразительности (слова, действия, мимики(;
передачу содержания текста с различными интонациями;
импровизацию.
Применение режиссерской игры как разновидности сюжетной игры в экологическом образовании детей заключается в том, что ребенок может организовать экологически направленную игровую деятельность на полифункциональном поле, как режиссер строить и развивать экологические сюжеты, управляя фигурками, игрушками и комментировать их действия.
Процесс режиссерской игры предусматривает психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт. На протяжении игры все действия ребенка оцениваются положительно, а в конце игры обязателен ритуал передачи положительных эмоций.
Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников представлена нами в таблице 3.
В основу предлагаемой методики положены научные теории и взгляды педагога-психолога A.B.Запорожца, который опирается на ряд теоретических положений: игра - это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. А.В.Запорожец подчеркивает, что эффективность обучения в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации. Именно включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний.
А.В.Запорожец утверждает, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.
Таблица 3 Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Компоненты методики |
Содержание компонентов методики |
Цель |
Формирование экологической культуры через режиссерскую игру |
Содержание |
Этапы формирования экологической культуры этап - (подготовительный) развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу; этап - (основной) побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому. этап - (заключительный) развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению. |
Формы |
Индивидуальная деятельность. Совместная деятельность. Коллективная деятельность. |
Методы |
Метод формирования сознания личности ребенка (эколого- игровая среда). Метод организации игровой деятельности. Словесный метод. Метод глубинной экологии (ребенок стоит на позиции какого- либо существа). |
Средства |
Средство развития памяти (произвольное внимание); Средство развития мышления (эмоционально-образное); Средство развития творческих способностей (воображение в действии, эмоциональность); Средство организации общения; |
Приемы |
Прямое руководство Косвенное руководство |
Показатель развития самосознания младшего школьника – самооценка
Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно - белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, ...
Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...
Взаимодействие семьи и школы по нравственному воспитанию младших
школьников. Организация и формы работы с родителями учащихся начальной школы
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Так ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.