Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 1

На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе.

В настоящее время (начиная с 50-х г. XX века) рассогласование в жизни людей и природы приобретает катастрофические масштабы. Стремительное развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических основ жизни человека.

На одно из первых мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

С принятием Российской Федерацией стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем. При этом базой реализации данной стратегии рассматривается именно экологическое образование как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним.

С 90-х годов под влиянием ряда объективных факторов (углубление экологического кризиса, рост общественного сознания, пересмотр идеологических позиций, интеграция России в мировое сообщество) начался поиск стратегии развития отечественного экологического образования и нетрадиционных подходов к повышению его эффективности. В качестве приоритетов экологического образования называют формирование экологического мировоззрения, формирование экологического сознания, и формирование экологической культуры.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества.

Философы и экологи однозначно отмечают, что необходима массовая экологическая культура. Назрел переход от экологического образования к формированию экологической культуры.

Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году, на которой ведущие специалисты сформулировали свое понимание этой проблемы.

Конференция 1998 года «Экологическая культура и образование», инициированная Российской академией образования продолжила поиск и определение новой позиции. На необходимость гуманизации экологического образования, расширения понятия экологической культуры (привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как на целостный организм), на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М. Буровский, Н.В. Груздева, Н. Беркова, С.А. Варфоломеев, И.Д. Зверев, Л.П. Печко и другие).

Логика изучения проблемы формирования основ экологической культуры определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «формирование».

В психологии формирование личности рассматривается как объективный и закономерный процесс изменения личности, характеризующийся появлением качественных новообразований в ее структуре, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности. С точки зрения педагогической науки формирование — это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Следовательно, формирование личности неразрывно связано с ее развитием, однако в развитии доминирует аспект самодвижения, а в формировании - аспект внешнего воздействия на нее.

Современная наука строится на признании решающей роли деятельности в развитии человека и определяет формирование человеческой личности как объективной и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект собственной деятельности. Формирование личности - процесс динамичный, длительный и непрерывный. В этом процессе важно не только установить конечный результат, но и проследить его динамику.

Рассмотрим понятие «экологическая культура», которое для нашего диссертационного исследования является основополагающим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников
Формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в процессе всей их жизнедеятельности. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированности качеств личности и уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления этих показателей у младш ...

Технологический подход как основа формирования у будущих специалистов среднего медицинского звена профессионального интереса
Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей огра ...

Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru