Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 2

В своих исследованиях профессор Н.Ф.Виноградова отмечает, что: « .даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления мира, которое начинается с фиксации сознания основного «факта его бытия».

Российский академик Д.С.Лихачев подчеркивал, что «отношения природы и человека - это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, общежительна, обладает своими правилами поведения». Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

С точки зрения Э.В.Гирусова, «экологическая культура есть одно из проявлений общей культуры. В отличие от стихийно происходящих явлений природы культура есть продукт человеческой деятельности».

Однако следует отметить, что проблема формирования основ экологической культуры решалась не только на педагогическом, но и на философском, и на социологическом уровне, что способствовало более глубокому пониманию этого явления.

В своих исследованиях философы и педагоги, психологи, культурологи и экологи (Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, А.Д.Урсул, Н.М.Мамедов, Л.В.Тарасов и другие) понятие экологической культуры рассматривали с культурологических позиций, привнося в него качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры. По мнению этих исследователей, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности .

Аксиологическим ядром экологической культуры предстает система ценностных ориентаций и регуляторов. С точки зрения Е.А.Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношения к самому себе как части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры, ее аксиологических регуляторов - важнейшая задача экологического образования и воспитания».

Экологическое образование уже давно стало предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически во всех международных форумах по проблемам окружающей среды. Многие из них посвящены экологическому образованию.

Концепция экологического образования была представлена в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977) , на международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987). Она базировалась на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии.

В 1991 году в нашей стране был принят Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (статья 74), в котором XI раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию, научным исследованиям. В ней также отмечается необходимость «овладения минимумом экологических знаний, необходимых для формирования основ экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обязательное преподавание основ экологических знаний.

Проблеме экологического образования и воспитания посвящены исследования многих экологов, педагогов и психологов: А.Н.Алексеева, А.Н.Захлебного, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, В.Н.Ясвина, Н.В.Скалона и других.

Анализируя исследования К.Романовой, мы соглашаемся с тем, что экологическое образование - это целенаправленный экологический процесс, обладающий высоким развивающим потенциалом, который позволяет развивать в человеке его психические процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и способности (интеллектуальные, творческие, музыкальные, лингвистические и т. п.).

А.Н. Захлебный дает следующее определение: экологическое образование - элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

Цель экологического образования однозначно определить нельзя под целью понимают: воспитание человека, ориентированного на ценности устойчивого развития; воспитание ответственного сознания и разумного поведения; формирование экологической культуры и т. д.

Анализируя работы Л.В.Моисеевой, мы пришли к выводу, что результатом экологического образования является сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологически ориентированное поведение, гуманная природо- охраннная деятельность (рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая иг ...

Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...

Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста и особенности его проявления
Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru