Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 2

В своих исследованиях профессор Н.Ф.Виноградова отмечает, что: « .даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления мира, которое начинается с фиксации сознания основного «факта его бытия».

Российский академик Д.С.Лихачев подчеркивал, что «отношения природы и человека - это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, общежительна, обладает своими правилами поведения». Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. что относится к системе умный дом

С точки зрения Э.В.Гирусова, «экологическая культура есть одно из проявлений общей культуры. В отличие от стихийно происходящих явлений природы культура есть продукт человеческой деятельности».

Однако следует отметить, что проблема формирования основ экологической культуры решалась не только на педагогическом, но и на философском, и на социологическом уровне, что способствовало более глубокому пониманию этого явления.

В своих исследованиях философы и педагоги, психологи, культурологи и экологи (Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, А.Д.Урсул, Н.М.Мамедов, Л.В.Тарасов и другие) понятие экологической культуры рассматривали с культурологических позиций, привнося в него качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры. По мнению этих исследователей, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности .

Аксиологическим ядром экологической культуры предстает система ценностных ориентаций и регуляторов. С точки зрения Е.А.Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношения к самому себе как части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры, ее аксиологических регуляторов - важнейшая задача экологического образования и воспитания».

Экологическое образование уже давно стало предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически во всех международных форумах по проблемам окружающей среды. Многие из них посвящены экологическому образованию.

Концепция экологического образования была представлена в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977) , на международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987). Она базировалась на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии.

В 1991 году в нашей стране был принят Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (статья 74), в котором XI раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию, научным исследованиям. В ней также отмечается необходимость «овладения минимумом экологических знаний, необходимых для формирования основ экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обязательное преподавание основ экологических знаний.

Проблеме экологического образования и воспитания посвящены исследования многих экологов, педагогов и психологов: А.Н.Алексеева, А.Н.Захлебного, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, В.Н.Ясвина, Н.В.Скалона и других.

Анализируя исследования К.Романовой, мы соглашаемся с тем, что экологическое образование - это целенаправленный экологический процесс, обладающий высоким развивающим потенциалом, который позволяет развивать в человеке его психические процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и способности (интеллектуальные, творческие, музыкальные, лингвистические и т. п.).

А.Н. Захлебный дает следующее определение: экологическое образование - элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

Цель экологического образования однозначно определить нельзя под целью понимают: воспитание человека, ориентированного на ценности устойчивого развития; воспитание ответственного сознания и разумного поведения; формирование экологической культуры и т. д.

Анализируя работы Л.В.Моисеевой, мы пришли к выводу, что результатом экологического образования является сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологически ориентированное поведение, гуманная природо- охраннная деятельность (рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...

Возрастные и индивидуальные особенности ученика
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всесто ...

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru