«Узоры Арбабаша» - рисование геометрического коврового орнамента в полоску с образца. (Рис. 1).
Учебные цели и задачи:
знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Обучение учащихся несложному композиционному построению геометрического узора, характерного для ковровых изделий. Ознакомление детей с понятиями ритм, орнамент, симметрия. Выполнение узора (орнамента) с образца.
Оборудование урока для учителя - небольшой коврик (палас) местного изготовления, репродукции, фотографии, открытки с изображением ковров, паласов, сумахов. Эпидиаскоп.
Оборудование урока для учащихся
- альбом для рисования, карандаши, резинка, точилка, лист бумаги в клетку.
Содержание урока
практические рекомендации
Урок начинается с предварительной беседы учителя о дагестанских коврах и орнаментах применяемых в этих изделиях.
Из ворсовых, безворсовых и войлочных видов ковров для учащихся первого класса желательно для образца взять палас «хайма».
Перед учащимися демонстрируется небольшой фрагмент паласа. Можно также использовать открытки, фотографии, таблицы - «чешне». После этого следует обратиться к классу и предложить ответить на вопросы: какие ковровые изделия есть в ваших домах? Для чего они служат? Из какого материала изготовлены ковры? Что еще, кроме ковров вырабатывается из шерсти? Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают? и т.д.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся, знакомит их с изделиями из шерсти, изготовленными местными жителями: одеждой, обувью и др. изделиями.
Из беседы, рассказов детей и учителя необходимо сделать вывод, что человек всегда стремится украсить свое жилище и вещи, которыми он пользуется в быту. Красивые вещи создают и хорошее настроение.
Рис. 7
При демонстрации цветных продукций или открыток с изображением ковров, паласов через эпидиаскоп учитель обращает внимание учащихся на декоративное оформление ковровых изделий, па композиционное расположение орнаментальных мотивов и на гармонию цветовых отношений ковров.
Учитель обращает внимание детей на то, что орнамент на рассматриваемых изделиях в основном состоит из геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, ромбиков, треугольников и т. д. Чередованием этих одинаковых элементов в определенной последовательности стилизованными формами растительного и животного мира, декоративно переработанных в течение многих веков мастерицами ковроделия.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, па первом уроке построение рисунка орнамента детьми осуществляется с образца. Для этого учителю необходимо подготовить таблицу с поэтапным выполнением узора в полоску. Прежде чем перейти к выполнению работы, учителю необходимо объяснить принцип расположения орнамента на паласе
В целом узор паласа состоит из отдельных орнаментальных полосок, которые встречаются в 5-7 разновидностях. Эти полоски чередуются в определенной последовательности, что создает ритм и своеобразный узор паласа (хайма, рух). При этом каждая из полосок состоит (в большинстве) из одного элемента, который повторяется несколько раз (количество повтора зависят от размера данного элемента и встречается от 7 до 20 раз). В композиции узора паласа могут быть и полоски (1, 2), где элементы будут разные (два, три вида). И в заключении следует заметить, что в узоре паласа, как и в других ковровых изделиях важную роль играет введение линий цвета для ограничения полосок, т.к. этот элемент подчеркивает цвет и создает определенную ритмическую стройность.
Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного
процесса
Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общест ...
Примерный план урока по выразительному чтению
Основы выразительного чтения закладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних и старших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказывать им помощь, проводить специальные уроки по выразительному чтению в начальных классах. Тема урока: работа над двумя сти ...
Понятие творчества
В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт. При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание ново ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.