Образование » Система занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством Дагестана » Конспект интегрированного урока: «Узоры Арбабаша»

Конспект интегрированного урока: «Узоры Арбабаша»

Страница 1

«Узоры Арбабаша» - рисование геометрического коврового орнамента в полоску с образца. (Рис. 1).

Учебные цели и задачи:

знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Обучение учащихся несложному композиционному построению геометрического узора, характерного для ковровых изделий. Ознакомление детей с понятиями ритм, орнамент, симметрия. Выполнение узора (орнамента) с образца.

Оборудование урока для учителя - небольшой коврик (палас) местного изготовления, репродукции, фотографии, открытки с изображением ковров, паласов, сумахов. Эпидиаскоп.

Оборудование урока для учащихся

- альбом для рисования, карандаши, резинка, точилка, лист бумаги в клетку.

Содержание урока

практические рекомендации

Урок начинается с предварительной беседы учителя о дагестанских коврах и орнаментах применяемых в этих изделиях.

Из ворсовых, безворсовых и войлочных видов ковров для учащихся первого класса желательно для образца взять палас «хайма».

Перед учащимися демонстрируется небольшой фрагмент паласа. Можно также использовать открытки, фотографии, таблицы - «чешне». После этого следует обратиться к классу и предложить ответить на вопросы: какие ковровые изделия есть в ваших домах? Для чего они служат? Из какого материала изготовлены ковры? Что еще, кроме ковров вырабатывается из шерсти? Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают? и т.д.

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся, знакомит их с изделиями из шерсти, изготовленными местными жителями: одеждой, обувью и др. изделиями.

Из беседы, рассказов детей и учителя необходимо сделать вывод, что человек всегда стремится украсить свое жилище и вещи, которыми он пользуется в быту. Красивые вещи создают и хорошее настроение.

Рис. 7

При демонстрации цветных продукций или открыток с изображением ковров, паласов через эпидиаскоп учитель обращает внимание учащихся на декоративное оформление ковровых изделий, па композиционное расположение орнаментальных мотивов и на гармонию цветовых отношений ковров.

Учитель обращает внимание детей на то, что орнамент на рассматриваемых изделиях в основном состоит из геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, ромбиков, треугольников и т. д. Чередованием этих одинаковых элементов в определенной последовательности стилизованными формами растительного и животного мира, декоративно переработанных в течение многих веков мастерицами ковроделия.

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, па первом уроке построение рисунка орнамента детьми осуществляется с образца. Для этого учителю необходимо подготовить таблицу с поэтапным выполнением узора в полоску. Прежде чем перейти к выполнению работы, учителю необходимо объяснить принцип расположения орнамента на паласе

В целом узор паласа состоит из отдельных орнаментальных полосок, которые встречаются в 5-7 разновидностях. Эти полоски чередуются в определенной последовательности, что создает ритм и своеобразный узор паласа (хайма, рух). При этом каждая из полосок состоит (в большинстве) из одного элемента, который повторяется несколько раз (количество повтора зависят от размера данного элемента и встречается от 7 до 20 раз). В композиции узора паласа могут быть и полоски (1, 2), где элементы будут разные (два, три вида). И в заключении следует заметить, что в узоре паласа, как и в других ковровых изделиях важную роль играет введение линий цвета для ограничения полосок, т.к. этот элемент подчеркивает цвет и создает определенную ритмическую стройность.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Классификация и структура мотивов учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...

Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике
На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. В настоящее ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru