Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 6

Таким образом, воздействуя на чувства ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, что входит в понятие «экологическая культура».

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что особую роль в формировании основ экологической культуры у дошкольников играет их чувственное и эмоциональное восприятие.

«Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». (М.Монтессори).

По-мнению В.В. Абраменковой, наиболее целесообразной формой приобщения дошкольников к экологической культуре через чувственное восприятие является игровая деятельность.

За последние годы интерес к игре и ее роли в педагогическом процессе значительно возрос. Функции игры расширились в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической и кор- рекционной работе с дошкольниками.

В жизни детей дошкольного возраста игра занимает особое место. Изменения, происходящие в нашем обществе последнего десятилетия, оказывают влияние на все сферы жизни, в том числе и на детскую игру.

Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры - одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. Нет необходимости доказывать значение игры для развития и воспитания дошкольника, становление детской личности - это аксиома, авторитетно выведенная отечественными и зарубежными исследователями.

Процитируем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная ».

Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют понять его в личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами.

Классическими стали слова К.Д.Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.

Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научных материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Д.Б. Эльконин,

А.Н. Леоктьев, Б.Г. Ананьев), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (Ф.И. Фрадкина, Н.С. Пантина, С.Л. Новоселова), социально-психологические основы игровых объединений (Т.А.Репина, Л.В. Артемова), методы педагогического руководства игрой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Вместе с тем проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы поддерживаем мнение С.Л.Рубинштейна, что: « .невольно чаруя и привлекая к себе игра, как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли».

В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования игровой деятельности и игровой культуры современного дошкольника с целью наиболее активного и результативного использования возможностей игры для развития ребенка.

Результаты исследований А.П. Молодовой свидетельствуют о том, что в дошкольном детстве усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. На занятиях ребенок выполняет задания взрослого, а в игре решает собственную задачу и формирует собственную положительную оценку.

Игра, вызывающая эмоциональный отклик, не может не оказывать влияние на формирование правильного отношения к живому миру у дошкольников. Подтверждением этого является исследование Л.А.Абрамян, которая показала, что через игру легко формируются новые положительные эмоции и чувства и позитивное отношение к миру. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5. Таблица №5 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике ...

План-конспект урока-беседы о традиционных художественно-промысловых центрах Дагестана
Вид занятия: Беседа об искусстве в 5 классе. Тема урока: «Художественные промыслы Дагестана» (с.Кубачи, с.Балхар, с.Унцукуль, г. Дербент). Задачи: 1. Расширить знания учащихся о народных художественно промысловых центрах Дагестана, родного края. 2. Повысить интерес к традициям народного искусства. ...

Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru