Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 11

Объем и направленность содержания программ на целостный педагогический процесс позволяет выделить два вида программ: комплексные и парциальные

В рамках нашего исследования мы проанализировали эти программы.

Анализ традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой показал, что заложенные в ней знания о природе содержат лишь некоторые сведения о животных и растениях, разрозненные, отрывочные, на уровне единичных представлений. Связи между ними детям не раскрываются. Отсутствует постепенность нарастания усложнения системы знаний.

С.Н. Николаева свою программу экологического воспитания «Юный эколог» базирует на концепции формирования осознанно-правильного отношения детей к природе. Цель программы: формирование начал экологической культуры у детей. Программа предусматривает необходимые экологические знания о животных и растениях, но упускается вопрос о человеке как части природы. Знания о нем сводятся к физическим, утилитарным потребностям. В этом ее односторонность.

Авторы программы культурно-экологического воспитания «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова) главной целью ставят становление ребенка в мировоззренческом, нравственном и творческом плане (от 3-7 лет). В основе построения программы лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, увязывается с фенологическим, астрономическим, народным и социально- бытовым календарями. Особенно подчеркивается задача раскрытия и развития индивидуально-творческого потенциала.

Программа экологического воспитания дошкольников «Мы — земляне» Н.К.Вересовой, исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности и культуры .

Оригинальная программа ставит необычную цель — создание условий для становления основ экологического воспитания через отношение ребенка к своему дому как к безусловной ценности и осмысление им в связи с этим своего места и роли в мире, осознание соей ответственности за него. Программа акцентирует взаимосвязь животных и растений с окружающей средой, но не рассматривает человека как биологическое существо и часть природы.

Цель авторской программы «Наш дом — природа» Н.А.Рыжовой - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу, место человека в ней. Программа включает комплекс блоков, которые связаны между собой и предусматривают многократную повтор- ность содержания на разных условиях.

Программа экологического воспитания «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Цель программы - развитие у дошкольников начал экологической культуры. У детей развиваются экологические представления, знания о целостности природы, о правилах поведения в ней, т.е. прививается идея экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. Дети накапливают эмоционально-позитивный опыт общения с природой.

Основной целью программы «Планета — наш дом» И.Г.Белавиной — является усвоение новых систем экологических знаний, формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе, овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде. Программа не рассматривает темы, связанные с человеком, отражающие его зависимость и независимость от живой и неживой природы. Не рассматриваются вопросы взаимоотношения человека с животным и растительным миром, результаты его деятельности и особенности природоохранной деятельности.

Краткий анализ современных программ государственного образца по вопросу взаимоотношения человека и природы позволил выявить тенденцию к расширению экологической тематики. В целом они предусматривают определенную систему знаний о живой и неживой природе, о приспособлении живых организмов к среде обитания. Но далеко не все дают знания о человеке как живом организме, части природы, нечетко обозначены возможности охраны природы самими детьми, хотя необходимость формирование таких знаний очевидна.

Контент-анализ действующих отечественных программ экологического образования позволяет говорить о том, что:

все они ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно- ориентированная модель воспитания и индивидуальный подход к ребенку.

в каждой программе поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение.

все программы предусматривают ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого является мир природы и среда созданная человеком.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...

Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов
В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специа ...

Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru