Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 12

из всех представленных программ только три (Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Мы») направлены на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

единственная программа, созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников С.И.Николаевой «Юный эколог» решает одновременно вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование.

Исследования А.И.Васильевой, Н.Ф.Виноградовой, Э.И.Залкинд, С.Н.Николаевой и других показали, что реализация программ воспитания и обучения детей не обеспечивает решения этой проблемы формирования основ экологической культуры дошкольников на должном уровне.

До сих пор, как отмечает Н.Н.Кондратьева, в процессе ознакомления дошкольников с природой даются знания о практической пользе природы человеку. Это односторонний взгляд. Природа выступает для человека полезной вещью, что формирует по отношению к ней установку потребителя. Вместе с тем значение природы в жизни людей намного шире.

В рамках нашего диссертационного исследования мы проанализировали комплексные и парциальные программы, используемые в ДОУ г. Челябинска по экологическому воспитанию дошкольников.

В образовательных учреждениях используют комплексные программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой и другие. Все они содержат разделы ознакомления дошкольников с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей.

Значительное количество парциальных программ выходят на экологическое воспитание дошкольников, но в дошкольных учреждениях в основном используют такие парциальные программы, как С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Программа экологического образования Мы», Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа».

Данные городского управления образования г. Челябинска (анализ годовых отчетов МДОУ) свидетельствуют о том, что программы экологического воспитания внедряются недостаточно активно (рис. 4).

Рис. 4. Использование экологических программ в ДОУ г.Челябинска

Таким образом, в процентном отношении по г. Челябинску используются следующие программы экологической направленности: парциальная программа «Мы» Н.Н.Кондратьевой - 35% ДОУ, программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой внедряют - 25% ДОУ; «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой - 15%, а 25% дошкольных учреждений не используют в своей работе экологические программы.

В связи с вышеизложенным, актуализируется проблема более активного внедрения программ экологической направленности в работу ДОУ. Анализ годовых планов ДОУ, календарных планов воспитателей, изучение эколого-игровой среды в группах позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, решение которых позволит значительно улучшить работу по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности:

1. В ДОУ не используются все виды игр, которые можно применять для формирования у детей экологической культуры.

В календарных планах педагогов не планируются игры экологического содержания.

В основном в зонах игры в групповых комнатах имеются дидактические настольные игры экологического содержания (домино, типа лото, разрезные картинки).

В зоне театрализованной деятельности имеется атрибутика экологического содержания, но дети не проявляют к ней особого интереса.

Редко используются игры природоведческого содержания на прогулках.

Не созданы условия для развития режиссерских игр (многочисленны и непривлекательны предметы и игрушки, которые ребенок может использовать для режиссерской игры) и реализации сюжета.

На основании проведенного анализа проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике можно сделать следующие выводы:

теоретический анализ проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в современных условиях требует уточнения понятия «игровая деятельность» в формировании экологической культуры, до настоящего времени не создана система формирования экологической культуры средствами игровой деятельности, не разработана технология ее эффективной реализации.

анализ исследуемой проблемы на практике показал недостаточную разработанность вопроса использования игровой деятельности в качестве средства формирования экологической культуры у дошкольников;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...

Правовое положение автономного учреждения
В соответствии с действующим законодательством одним из принципов государственной политики в социальной сфере является наличие автономии юридических лиц. Под автономией, прежде всего, понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления им ...

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru