Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 12

из всех представленных программ только три (Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Мы») направлены на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

единственная программа, созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников С.И.Николаевой «Юный эколог» решает одновременно вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование.

Исследования А.И.Васильевой, Н.Ф.Виноградовой, Э.И.Залкинд, С.Н.Николаевой и других показали, что реализация программ воспитания и обучения детей не обеспечивает решения этой проблемы формирования основ экологической культуры дошкольников на должном уровне.

До сих пор, как отмечает Н.Н.Кондратьева, в процессе ознакомления дошкольников с природой даются знания о практической пользе природы человеку. Это односторонний взгляд. Природа выступает для человека полезной вещью, что формирует по отношению к ней установку потребителя. Вместе с тем значение природы в жизни людей намного шире.

В рамках нашего диссертационного исследования мы проанализировали комплексные и парциальные программы, используемые в ДОУ г. Челябинска по экологическому воспитанию дошкольников.

В образовательных учреждениях используют комплексные программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой и другие. Все они содержат разделы ознакомления дошкольников с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей.

Значительное количество парциальных программ выходят на экологическое воспитание дошкольников, но в дошкольных учреждениях в основном используют такие парциальные программы, как С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Программа экологического образования Мы», Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа».

Данные городского управления образования г. Челябинска (анализ годовых отчетов МДОУ) свидетельствуют о том, что программы экологического воспитания внедряются недостаточно активно (рис. 4).

Рис. 4. Использование экологических программ в ДОУ г.Челябинска

Таким образом, в процентном отношении по г. Челябинску используются следующие программы экологической направленности: парциальная программа «Мы» Н.Н.Кондратьевой - 35% ДОУ, программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой внедряют - 25% ДОУ; «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой - 15%, а 25% дошкольных учреждений не используют в своей работе экологические программы.

В связи с вышеизложенным, актуализируется проблема более активного внедрения программ экологической направленности в работу ДОУ. Анализ годовых планов ДОУ, календарных планов воспитателей, изучение эколого-игровой среды в группах позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, решение которых позволит значительно улучшить работу по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности:

1. В ДОУ не используются все виды игр, которые можно применять для формирования у детей экологической культуры.

В календарных планах педагогов не планируются игры экологического содержания.

В основном в зонах игры в групповых комнатах имеются дидактические настольные игры экологического содержания (домино, типа лото, разрезные картинки).

В зоне театрализованной деятельности имеется атрибутика экологического содержания, но дети не проявляют к ней особого интереса.

Редко используются игры природоведческого содержания на прогулках.

Не созданы условия для развития режиссерских игр (многочисленны и непривлекательны предметы и игрушки, которые ребенок может использовать для режиссерской игры) и реализации сюжета.

На основании проведенного анализа проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике можно сделать следующие выводы:

теоретический анализ проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в современных условиях требует уточнения понятия «игровая деятельность» в формировании экологической культуры, до настоящего времени не создана система формирования экологической культуры средствами игровой деятельности, не разработана технология ее эффективной реализации.

анализ исследуемой проблемы на практике показал недостаточную разработанность вопроса использования игровой деятельности в качестве средства формирования экологической культуры у дошкольников;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Психологический аспект нравственности
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли , другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок сов ...

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...

Проектная деятельность в обучении информатике
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru