Таким образом, проанализировав содержание нормативно - правовых документов, мы пришли к выводу, что:
они определяют экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования Российской Федерации; для педагогов
предусматривают создание единой системы непрерывного экологического образования;
нацеливают на развитие экологического образования, в частности развития экологической культуры у населения страны;
в них определены ступени (уровни) системы экологического образования;
определены обязанности педагогических работников и родителей в воспитании дошкольников любви к природе и бережному отношению к ней;
определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического образования и воспитания; оговорена обязательность преподавания экологических дисциплин в учебных заведениях (Закон об образовании);
определено воспитание чувства ответственности за состояние окружающей природы как одно из направлений государственной политики и образования (Закон об образовании);
экологическая культура рассматривается в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа (Концепция устойчивого развития);
в отношениях между педагогом и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно-ориентированное взаимодействие возросло с ребенком (Концепция дошкольного воспитания);
за дошкольными учреждениями остается право работать по разным программам, акцентируя внимание на личностно-ориентированную педагогику (Закон об образовании);
отражено развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании.
Важное место в изучении проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности занимает анализ статей, опубликованных в последние годы.
Содержательный анализ публикаций за 2000-2005 гг. представлен нами в таблице.
Таблица 2
|
Наименование журнала |
Год издания |
Общее кол-во статей |
Экологическое воспитание дошкольников |
Игровая деятельность |
Театрализованная деятельность |
Игра в экологическом воспитании |
|
1«Дошкольное воспитание» |
20002005 |
88 |
13 |
62 |
12 |
1 |
|
2.«Дошкольная педагогика» |
20012005 |
8 |
3 |
.3 |
2 |
0 |
|
3.«Обруч» |
20002005 |
6 |
2 |
4 |
0 |
0 |
|
4.«Ребенок в детском саду» |
20012005 |
27 |
13 |
5 |
6 |
3 |
|
6.«Детский сад от А до Я» |
20032004 |
19 |
14 |
3 |
2 |
0 |
|
7.Педагогика |
20022005 |
8 |
0 |
8 |
0 |
0 |
|
Итого |
193 |
52 |
112 |
25 |
4 | |
|
% |
100% |
28% |
57% |
13% |
2% |
Методика формирования экологических представлений дошкольников в
дидактической игре
Для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. ...
Анализ готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию
В ходе анализа готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию, нами было проведено тестирование по нескольким тестам, позволяющим выявить определенные характеристики педагогического мастерства, а также психологические характеристики, имеющие важное значение для данного напр ...
Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.