Мы классифицировали статьи по 4-ем направлениям:
экологическое воспитание дошкольников;
игровая деятельность;
театрализованная деятельность;
игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников.
Анализ классификации представлен на рисунке.
Рис. 3. Классификация публикаций за 2000-2005 год
Как видно из рисунка:
наибольшее количество статей посвящено экологическому воспитанию дошкольников (57%), что свидетельствует об актуальности вопроса и взросшем в последнее время интересе ученых и педагогов к экологической проблематике, обусловленной необходимостью формирования нового отношения к природе у дошкольников;
неоправданно мало статей посвящено ведущей деятельности дошкольника (игре игровой деятельности) как важнейшего фактора развития ребенка - 28%;
театрализованной деятельности как виду творчества дошкольника уделяется всего 13% от общего числа статей;
- малоисследованным в периодической печати остался вопрос об использовании игры в экологическом воспитании дошкольников (2%), причиной чего, на наш взгляд, является его недостаточная теоретическая и практическая разработанность.
Мы попытались проанализировать ряд диссертационных работ по теме нашего исследования в период с 1995-2005 годы.
Тематику диссертационных исследований можно представить следующим образом: «экологическое образование и воспитание дошкольников и школьников» и «игровая деятельность дошкольников».
Среди них следует выделить работы Н.Н .Скресановой, В.М Воло- шиной, Р.Н. Колчановой, Н.Г.Лаврентьевой, И.С.Телегиной, В.Н. Димовой, в которых акцент делается на формирование экологической культуры у дошкольников. Но гораздо больше по количеству диссертационных работ, посвященных формированию экологической культуры у школьников. В работах П.Д.Алиевой, Л.А. Беркуновой, Д.Ф. Разенковой, Н.Н.Егоровой, С.П.Козыревой экологическая культура рассматривается с позиции социально-философских и аксиолого-педагогических аспектов.
Диссертационные исследования Е.М. Алифановой, А.П. Оттенс, М.М. Стрекаловской, О.В.Вакуленко, Н.А.Волковой посвящены игровой деятельности дошкольников. В работах О.Н. Кышпанаковой, К.В.Сушковой, Н.Н. Гринь, М.Г.Цыреновой и других изучают виды игр и их использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Но вместе с тем, в диссертационных исследованиях остается недостаточно изученным вопрос формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Перед системой дошкольного образования поставлена ответственная задача — организовать работу конкретного педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы.
В создаваемой сегодня системе экологического образования разработаны программы ноосферного образования со значительной гуманитарной компонентой. Эти программы в качестве основополагающих постулатов исходят из признания неразрывного целостного единства с позицией прошлого, настоящего и будущего.
«Новая цивилизация должна начать с новых образовательных программ», - утверждал Н.Н.Моисеев, выдающийся русский ученый и мыслитель, называвший в последние годы жизни тему экологического образования и воспитания приоритетной в сфере экологии.
Следует отметить, что на государственном уровне приоритетной считается образовательная задача экологической направленности процессов обучения и воспитания в период детства.
Сравнивая экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста в зарубежных странах и нашей стране, можно сделать вывод, что:
в зарубежных странах главной целью является - обучение правилам рационального природопользования, воспитание компонентов экологической культуры при гармоничном взаимодействии с окружающим миром;
в Российском образовании несколько другая направленность. В программах дошкольного образования основной целью при развитии детей является ознакомление с окружающим миром. Вопросы природоохраны и рационального использования природных ресурсов не являются ведущими, а рассматриваются лишь в ряде тем.
Обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человека на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого нельзя достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.
Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка
Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным т ...
Определение особенностей формирования личности и социализации детей в
исследуемых семьях
Характеристика детей в семье №1 В семье воспитываются два ребенка: девочка 14 лет, мальчик 6 лет. На основании результатов, полученных по использованным в исследовании методикам, и наблюдений за детьми можно предположить следующее: - девочка малообщительна, недоверчива. Присутствует замкнутость, от ...
Формы и методы изучения подраздела "Электротехника"
в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; повторительно-обобщающий урок; смешанный, или комбинированный урок. Применительно к данной теме ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.