Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 10

Мы классифицировали статьи по 4-ем направлениям:

экологическое воспитание дошкольников;

игровая деятельность;

театрализованная деятельность;

игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников.

Анализ классификации представлен на рисунке.

Рис. 3. Классификация публикаций за 2000-2005 год

Как видно из рисунка:

наибольшее количество статей посвящено экологическому воспитанию дошкольников (57%), что свидетельствует об актуальности вопроса и взросшем в последнее время интересе ученых и педагогов к экологической проблематике, обусловленной необходимостью формирования нового отношения к природе у дошкольников;

неоправданно мало статей посвящено ведущей деятельности дошкольника (игре игровой деятельности) как важнейшего фактора развития ребенка - 28%;

театрализованной деятельности как виду творчества дошкольника уделяется всего 13% от общего числа статей;

- малоисследованным в периодической печати остался вопрос об использовании игры в экологическом воспитании дошкольников (2%), причиной чего, на наш взгляд, является его недостаточная теоретическая и практическая разработанность.

Мы попытались проанализировать ряд диссертационных работ по теме нашего исследования в период с 1995-2005 годы.

Тематику диссертационных исследований можно представить следующим образом: «экологическое образование и воспитание дошкольников и школьников» и «игровая деятельность дошкольников».

Среди них следует выделить работы Н.Н .Скресановой, В.М Воло- шиной, Р.Н. Колчановой, Н.Г.Лаврентьевой, И.С.Телегиной, В.Н. Димовой, в которых акцент делается на формирование экологической культуры у дошкольников. Но гораздо больше по количеству диссертационных работ, посвященных формированию экологической культуры у школьников. В работах П.Д.Алиевой, Л.А. Беркуновой, Д.Ф. Разенковой, Н.Н.Егоровой, С.П.Козыревой экологическая культура рассматривается с позиции социально-философских и аксиолого-педагогических аспектов.

Диссертационные исследования Е.М. Алифановой, А.П. Оттенс, М.М. Стрекаловской, О.В.Вакуленко, Н.А.Волковой посвящены игровой деятельности дошкольников. В работах О.Н. Кышпанаковой, К.В.Сушковой, Н.Н. Гринь, М.Г.Цыреновой и других изучают виды игр и их использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Но вместе с тем, в диссертационных исследованиях остается недостаточно изученным вопрос формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Перед системой дошкольного образования поставлена ответственная задача — организовать работу конкретного педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы.

В создаваемой сегодня системе экологического образования разработаны программы ноосферного образования со значительной гуманитарной компонентой. Эти программы в качестве основополагающих постулатов исходят из признания неразрывного целостного единства с позицией прошлого, настоящего и будущего.

«Новая цивилизация должна начать с новых образовательных программ», - утверждал Н.Н.Моисеев, выдающийся русский ученый и мыслитель, называвший в последние годы жизни тему экологического образования и воспитания приоритетной в сфере экологии.

Следует отметить, что на государственном уровне приоритетной считается образовательная задача экологической направленности процессов обучения и воспитания в период детства.

Сравнивая экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста в зарубежных странах и нашей стране, можно сделать вывод, что:

в зарубежных странах главной целью является - обучение правилам рационального природопользования, воспитание компонентов экологической культуры при гармоничном взаимодействии с окружающим миром;

в Российском образовании несколько другая направленность. В программах дошкольного образования основной целью при развитии детей является ознакомление с окружающим миром. Вопросы природоохраны и рационального использования природных ресурсов не являются ведущими, а рассматриваются лишь в ряде тем.

Обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человека на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого нельзя достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Психологический аспект нравственности
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли , другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок сов ...

Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...

Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого уч ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru