Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 5

Теоретические основы экологического образования и воспитания детей представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой и др.).

Цель экологического воспитания трактуется в этих работах как: « .воспитание основ экологической культуры детей, . выработка практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, формирование базовых ценностей по отношению к окружающему миру .».

Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать элементарную экологическую культуру в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

В современных педагогических исследованиях понятие «формирование» используется достаточно широко.

С точки зрения педагогической науки, формирование рассматривается как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Формирование личности неразрывно связано с ее развитием, однако в развитии доминирует аспект самодвижения, а в формировании - аспект внешнего воздействия на нее.

Формирование - это прежде всего придание и поддержание социальной формы индивидуальной особенности ребенка, которая не подавляет, а направляет его действия. Процесс придания формы любой развитой способности может помочь направить ребенка в социально значимое русло: показать культурно-Историческую значимость его способности, реальный способ овладения ею, и то социально пространство, где эта развитая способность может реализоваться.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения о значении общения ребенка с природой для его обучения и воспитания, о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировосприятия в процессе познания природы. Роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка раскрыли в своих работах великие педагоги прошлого А. Гумбольд, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие.

Согласно исследованиям П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, Р.М. Чумичевой и других, формирование основ экологической культуры целесообразно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. В исследовании З.И. Тюмасевой отмечается, что: « . природа позаботилась о сбалансированном развитии чувственных, познавательных . отношений подрастающего человека с ней, создав механизм сензитивных периодов развития ребенка, каждый из которых соотносится с определенным видом ведущей деятельности .».

На основании исследований А.Ф. Аменда, З.И. Тюмасевой, Б.Ф. Кваши и других можно утверждать, что методологической базой формирования у детей дошкольного возраста чувства любви к природе, являющегося основой экологического сознания взрослого человека, берется теория отражения, которая ставит в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно-логическое познание, обращенное к чувственной практической деятельности человека.

Вопросы теории отражения представлены в работах ученых философов Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Т. Павлова (1949 г.), С.Л. Рубинштейна (1957 г.), А.М. Коршунова (1968 г.), Б.С. Украинцева (1969 г.), А.Д. Урсул (1973 г.).

Культура отношений ребенка и природы - это, прежде всего сгармонизированность таких аспектов отношений, как познавательное, эстетическое и рационально-потребительское, формирующихся на основе чувственного общения.

В психологической и эстетической литературе особое значение уделяется вопросам эмоций, чувств и оценок в сфере отношений. Эмоции и чувства у дошкольников возникают в процессе сложного взаимодействия субъекта с субъектами и зависят как от особенностей объектов, так и от особенностей личности, ее индивидуальности.

Мы поддерживаем мнение Л.П. Печко, который утверждает, что в дошкольном возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие природы.

С точки зрения Л.С. Выготского: «если явления действительности не затрагивают душу человека, то общение с ними не дает ожидаемого результата. Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер». На основании этого можно утверждать, что если не возникает чувственно- эмоционального контакта с природой у ребенка, то все задачи экологического воспитания являются нереализованными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Парадигма образования
Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в ...

Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...

Развитие алгоритмического умения школьников в процессе обучения математике
Формирование алгоритмического умения – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru