Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике

Страница 4

разработка новых учебно-наглядных пособий, теоретических и практических материалов для работы с детьми в детском саду и семье; организация новых исследований;

поиск путей сотрудничества учреждений (детский сад, школа, общество охраны природы, краеведческий музей).

Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать основы экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.

Исследователями П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.

С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого».

В.Я. Михайленко подчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая была бы способна адекватно понять свое место в обществе и природе, реагировать на изменение в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, - сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой. В достижении данной задачи большая роль принадлежит экологическому образованию.

Так, в экологическом образовании и воспитании становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы.

Существует несколько определений понятий «экологическое образование». Например, А.Н. Захлебный считает, что «экологическое образование - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества».

Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина пришли к выводу, что экологическое образование - это «целенаправленный процесс формирования ответственного отношения . к окружающей природе во всех видах учебной, общественной, трудовой деятельности и общения с природой.

Экологическое образование представляет собой, по мнению И.Н.Пономаревой, педагогическую и методическую область знаний об организации процесса развития экологической культуры.

Таким образом, целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности, практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Ряд ученых (Л.В.Моисеева, С.Н.Николаева и др.) выделяют следующие принципы экологического образования'.

гуманизации, утверждающий право человека на жизнь в благоприятной среде;

научности, включающий в себя современные научные знания в разных областях наук;

прогностичности, включающий в себя проектирование будущего, предвидение его и заботу о нем;

непрерывности в плане онтогенеза: от раннего возраста до смерти;

систематичности, предусматривающий единство целей, мето- доз, приемов, средств, задач.

Ядро содержания экологического образования, согласно исследованиям А.Н.Захлебного, содержит в себе 4-е взаимосвязанных компонента:

познавательный - понятия, характеризующие человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;

ценностный - осознание человеком законов природы, как универсальной ценности: не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.;

нормативный — овладение нормами, правилами поведения в окружающей природной среде;

- деятельностный - овладение видами и способами общественно- полезной практической деятельности, направленной на формирование умений экологического характера.

Главным компонентам педагогической системы экологического образования дошкольников является содержание экологических знаний и их трансформация в отношении к природе.

Длительное время программные документы, определяющие процесс ознакомления с природой в ДОУ, ограничивались постановкой задачи воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе, любви к ней. При этом полагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования разносторонних представлений о мире природы.

Дошкольное детство - фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим. Познание ребенком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и природы происходит благодаря фундаментальной потребности ребенка дошкольного возраста в новых впечатлениях, что отмечали многие педагоги и психологи (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Личностный подход в историческом образовании
Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности. Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образова ...

Музыкальный вкус современной молодежи
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна из приоритетных задач деятельности культурно-досуговых учреждений. Музыкальные кумиры – кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения, потому как эти вкусы формируют личность ...

История становления педагогики в России
Педагогика есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru