разработка новых учебно-наглядных пособий, теоретических и практических материалов для работы с детьми в детском саду и семье; организация новых исследований;
поиск путей сотрудничества учреждений (детский сад, школа, общество охраны природы, краеведческий музей).
Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать основы экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.
Исследователями П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.
С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого».
В.Я. Михайленко подчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая была бы способна адекватно понять свое место в обществе и природе, реагировать на изменение в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, - сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой. В достижении данной задачи большая роль принадлежит экологическому образованию.
Так, в экологическом образовании и воспитании становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы.
Существует несколько определений понятий «экологическое образование». Например, А.Н. Захлебный считает, что «экологическое образование - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества».
Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина пришли к выводу, что экологическое образование - это «целенаправленный процесс формирования ответственного отношения . к окружающей природе во всех видах учебной, общественной, трудовой деятельности и общения с природой.
Экологическое образование представляет собой, по мнению И.Н.Пономаревой, педагогическую и методическую область знаний об организации процесса развития экологической культуры.
Таким образом, целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности, практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Ряд ученых (Л.В.Моисеева, С.Н.Николаева и др.) выделяют следующие принципы экологического образования'.
гуманизации, утверждающий право человека на жизнь в благоприятной среде;
научности, включающий в себя современные научные знания в разных областях наук;
прогностичности, включающий в себя проектирование будущего, предвидение его и заботу о нем;
непрерывности в плане онтогенеза: от раннего возраста до смерти;
систематичности, предусматривающий единство целей, мето- доз, приемов, средств, задач.
Ядро содержания экологического образования, согласно исследованиям А.Н.Захлебного, содержит в себе 4-е взаимосвязанных компонента:
познавательный - понятия, характеризующие человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;
ценностный - осознание человеком законов природы, как универсальной ценности: не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.;
нормативный — овладение нормами, правилами поведения в окружающей природной среде;
- деятельностный - овладение видами и способами общественно- полезной практической деятельности, направленной на формирование умений экологического характера.
Главным компонентам педагогической системы экологического образования дошкольников является содержание экологических знаний и их трансформация в отношении к природе.
Длительное время программные документы, определяющие процесс ознакомления с природой в ДОУ, ограничивались постановкой задачи воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе, любви к ней. При этом полагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования разносторонних представлений о мире природы.
Дошкольное детство - фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим. Познание ребенком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и природы происходит благодаря фундаментальной потребности ребенка дошкольного возраста в новых впечатлениях, что отмечали многие педагоги и психологи (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева и др.).
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и у ...
Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о
педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.