Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности.
Существование этих планов приблизило высшее образование к требованиям, предъявляемым обществом и образованием к современному специалисту.
Обладая значительным научным потенциалом и будучи ведущими учреждениями образования, университеты традиционно являются крупнейшими центрами подготовки специалистов. Они призваны обеспечивать кадрами самых различных профилей научно-исследовательские, политические, культурные и правовые институты общества, административные, планирующие, директивные органы государства, промышленность, сельское хозяйство, медицину, органы образования.
Университеты, располагая значительным отрядом ведущих ученых- педагогов, комплексом научно-исследовательских и образовательных подразделений, являются крупными культурно-просветительскими центрами. Они проводят большую работу по распространению знаний и достижений в области естественных и гуманитарных наук среди учащейся молодежи, преподавателей средних и средне-специальных учебных заведений, служащих и инженерно-технической интеллигенции.
Для 90-х гг. характерна тенденция, связанная с подготовкой в университетах высококвалифицированной педагогической интеллигенции. На пути к достижению этой цели сделано уже немало: в государственные документы и учебные планы заложены идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического университетского образования, заметным стало место культурологических, общеразвивающих дисциплин в содержании образования.
Университеты, наряду с педагогическими институтами, занимают ведущее место в развитии и совершенствовании среднего, средне-специального и высшего образования, подготовке преподавателей для средних школ, училищ, техникумов и вузов. Ведущую роль играют университеты в системе непрерывного образования, послевузовского повышения квалификации педагогических кадров, учителей и руководителей школ, работников различных отраслей государственного хозяйства.
Представляет интерес анализ возможностей развития классического университетского образования в будущем. Сейчас мы являемся свидетелями движения к постиндустриальному, в существенной мере информационному обществу, когда происходит замена таких категорий, как "труд" и "капитал", соответственно на категории "знание" и "информация" (Э. Тоффлер).
Классические университеты:
· Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь повышает их роль как координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.
· Усиливаются как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи решения крупных комплексных проблем, в частности, регионального и отраслевого уровня, требующих привлечения, что принципиально важно, новых подходов из сферы точных наук, в частности математики. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.
· Стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов.
· В рамках процессов глобализации усиливают свою роль как центры международного сотрудничества, получая при этом и новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.
В целом, конечно, существуют большие сложности при совмещении исследовательского характера деятельности классического университета и его региональной миссии, но, вероятно, в этом и кроется одна из возможностей сохранения основных принципов классического университетского образования.
Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...
Цель, задачи и
организация опытно-поисковой работы по формированию основ экологической
культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
В первой главе диссертационного исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Теоретический анализ позволил нам осуществить развернутую характеристику объекта и предмета исследовани ...
Аналитико-синтетический метод
Аналитико-синтетический метод был создан в 60е годы прошлого столетия. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод ц ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.