Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » "Я – концепция" творческого саморазвития ученика

"Я – концепция" творческого саморазвития ученика

Процессы "самости", включая творческое саморазвитие ученика, выстраиванием его концепции вначале не до конца осознаваемой, а со временем все более ясной и отчетливой начинается тогда, когда ученик становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя.

Активность процессов самости с годами нарастает и к 13-14 годам достигает такого уровня, что эти года можно определить, как сенситивные для становления "Я- концепции" творческого саморазвития ученика.

Процесс творческого саморазвития, образование "Я – концепции", строится на самосознании "Я – прошлого", "Я – настоящего", "Я – будущего". Все эти модели "Я" постепенно вырисовываются у растущего саморазвивающегося человека как бы в нескольких измерениях: в измерении "Я – реального" и "Я – идеального". То, что это именно так можно судить по результатам исследований "самости" личности: в философии – Н.А.Бердяевым, И.С.Коном, В.А.Лекторским, А.Г.Спиркиным. В психологии – Б.Г.Ананьевым, Л.С.Выготским, А.Н.Леоньевым, Е.В.Шороховой и другими, которые показали, что "Я – концепция" жизнедеятельности человека является по своей сути весьма подвижной и, главное, подверженной влиянию многих факторов, в том числе и педагогического.

С точки зрения педагогики для "Я – концепции" творческого саморазвития ученика наработан обширный теоретический и эмпирический материал педагогами, исследовавшими ранее проблему самовоспитания уч-ся. Мы имеем в виду работы педагогов по самовоспитанию А.И.Кочетова, Л.И.Рувинского, Ю.М.Орлова и др. Однако "Я – концепция" творческого саморазвития ученика опирается на его философско-мировоззренческие представления, понимания психологических процессов "самости" и его устремлений усовершенствовать самого себя.

Работа учителя в направлении помощи учащимся по разработке "Я – концепции" их творческого саморазвития может вестись в следующих направлениях:

- углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях;

- помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей;

- расширение сферы мыслительной деятельности учащихся в направлении их профессионального самоопределения;

- побуждение уч-ся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием;

- оказание помощи конкретному ученику в поисках резервных возможностей по определению их вредных привычек, слабоволия, неорганизованности и так далее.

Очень важно чтобы учитель, побуждающий учащихся к осмыслению и разработке "Я- концепции" творческого саморазвития был тем, кому они бы доверяли, с кем бы они могли обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного, интеллектуального, физического, а в совокупности – и творческого саморазвития.

Похожие публикации:

Состояние работы по обучению детей созданию непредметных образов
В ходе анализа планов воспитателей оказалось, что в учебных планах представлено лишь традиционное (предметное) рисование. Запланировано по 2 занятия по изобразительной деятельности по 25 мин. в неделю, всего - 50 минут в неделю. Таким образом, у 100% исследуемых воспитателей в вариативной части про ...

Состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике
На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. В настоящее ...

Методы проведения эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия. Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнест ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru