Большим подспорьем в решении вопроса о времени, необходимом на самостоятельную работу, служат данные о количестве времени, фактически затрачиваемом студентами средней успеваемости на выполнение тех или иных обязательных заданий. Эти данные получают различными путями. В Московском энергетическом институте, например, по записям студентов систематически изучают фактическую затрату времени на самостоятельную работу по отдельным заданиям и по дисциплине в целом. Результаты обработки этих данных при известном критическом подходе к ним, несомненно, позволяют следить за изменением загрузки студентов.
Но наилучший способ выявления действительной загрузки студентов - хронометраж времени студенческих работ, ведущихся под контролем преподавателя. Иногда проведение хронометража выявляет резкое несоответствие намечаемых кафедрами ориентировочных норм затрат времени на ту или иную работу фактическим затратам. Это происходит, как правило, на тех кафедрах, которые, считая свою дисциплину «очень важной» или даже «самой важной», не удовлетворяются отводимой для их тематики нормой; времени на самостоятельную работу и проставляют её, формально, добиваясь выполнения студентами большого объема самостоятельной работы.
Очень важно правильно и равномерно расположить выполнение и сдачу работ по времени, связать задание с читаемыми лекционными курсами, с практическими занятиями и т. п. При этом необходимо добиваться того, чтобы студенты не перегружались и к концу семестра освобождались от работы над заданиями для обобщающей работы по учебникам и учебным пособиям с использованием журнальной и монографической литературы. По мере перехода с курса на курс доля времени, отводимого на самостоятельную работу, должна неизменно возрастать, увеличиваться, а доля времени на обязательные занятия под руководством преподавателя — уменьшаться. Можно с уверенностью сказать, что высшие учебные заведения, в которых такое соотношение времени на самостоятельную работу и обязательные занятия нарушается, допускают серьезную педагогическую ошибку, упуская из вида, что ясными нетвердыми становятся только те знания, которые студенты добывают самостоятельным творческим трудом.
Преобладание в системе подготовки обязательных занятий воспитывает иногда вольно или невольно пассивных созерцателей творческой работы, обладающих запасом знаний, но не умеющих приложить их к практике. Такие «специалисты» редки, но предпочтение обязательных занятий под руководством преподавателей самостоятельной работе может содействовать росту их числа.
Очень важно выделять для студентов «день самостоятельной работы», но не «свободный день», как нередко у нас его называют. Дело вовсе не в терминологии, а в психологической ориентации студентов, в направленности их на рациональное использование этого времени, тогда как понятие «свободный день» ориентирует на отдых, развлечение, легкое чтение и т. п., словом, на второй день отдыха. Студенты очень тонко воспринимают все оттенки учебной терминологии и делают из этого соответствующие выводы, иногда совершенно непроизвольно; их на это наталкиваем мы, преподаватели, не обращая внимания на неточность нашей речи.
Организация работы учителей по формированию навыков
самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...
Интерес к физической культуре как фактор,
повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...
Разработка занятия по обучению
расчету стоимости дополнительных платных образовательных услуг
В методическом разделе мы осуществим разработку семинара для руководителей ДОУ по обучению расчета стоимости платных образовательных услуг. Цели занятия: обучить вычислению стоимости дополнительных услуг, пояснить особенности данных расчетов; выявить сложности и потенциальные ошибки во избежание их ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.