Образование » Организация самостоятельной работы студентов » Планирование времени организации самостоятельной работы студентов

Планирование времени организации самостоятельной работы студентов

Страница 1

Большим подспорьем в решении вопроса о времени, необходимом на самостоятельную работу, служат данные о количестве времени, фактически затрачиваемом студентами средней успеваемости на выполнение тех или иных обязательных заданий. Эти данные получают различными путями. В Московском энергетическом институте, например, по записям студентов систематически изучают фактическую затрату времени на самостоятельную работу по отдельным заданиям и по дисциплине в целом. Результаты обработки этих данных при известном критическом подходе к ним, несомненно, позволяют следить за изменением загрузки студентов.

Но наилучший способ выявления действительной загрузки студентов - хронометраж времени студенческих работ, ведущихся под контролем преподавателя. Иногда проведение хронометража выявляет резкое несоответствие намечаемых кафедрами ориентировочных норм затрат времени на ту или иную работу фактическим затратам. Это происходит, как правило, на тех кафедрах, которые, считая свою дисциплину «очень важной» или даже «самой важной», не удовлетворяются отводимой для их тематики нормой; времени на самостоятельную работу и проставляют её, формально, добиваясь выполнения студентами большого объема самостоятельной работы.

Очень важно правильно и равномерно расположить выполнение и сдачу работ по времени, связать задание с читаемыми лекционными курсами, с практическими занятиями и т. п. При этом необходимо добиваться того, чтобы студенты не перегружались и к концу семестра освобождались от работы над заданиями для обобщающей работы по учебникам и учебным пособиям с использованием журнальной и монографической литературы. По мере перехода с курса на курс доля времени, отводимого на самостоятельную работу, должна неизменно возрастать, увеличиваться, а доля времени на обязательные занятия под руководством преподавателя — уменьшаться. Можно с уверенностью сказать, что высшие учебные заведения, в которых такое соотношение времени на самостоятельную работу и обязательные занятия нарушается, допускают серьезную педагогическую ошибку, упуская из вида, что ясными нетвердыми становятся только те знания, которые студенты добывают самостоятельным творческим трудом.

Преобладание в системе подготовки обязательных занятий воспитывает иногда вольно или невольно пассивных созерцателей творческой работы, обладающих запасом знаний, но не умеющих приложить их к практике. Такие «специалисты» редки, но предпочтение обязательных занятий под руководством преподавателей самостоятельной работе может содействовать росту их числа.

Очень важно выделять для студентов «день самостоятельной работы», но не «свободный день», как нередко у нас его называют. Дело вовсе не в терминологии, а в психологической ориентации студентов, в направленности их на рациональное использование этого времени, тогда как понятие «свободный день» ориентирует на отдых, развлечение, легкое чтение и т. п., словом, на второй день отдыха. Студенты очень тонко воспринимают все оттенки учебной терминологии и делают из этого соответствующие выводы, иногда совершенно непроизвольно; их на это наталкиваем мы, преподаватели, не обращая внимания на неточность нашей речи.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними
Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются: 1. Систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.); 2. Усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выпо ...

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
Цель игры - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное ...

Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х кла ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru