В соответствии с программой проведения опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности нами был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, который показал в целом низкий уровень сформированное основ экологической культуры у старших дошкольников.
При проведении формирующего этапа опытно-поисковой работы мы больше обеспечены необходимой эколого-игровой средой, что дало нам возможность реализовать систему формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности.
В результате проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы, основываясь на концептуальных положениях нашего исследования, была разработана система и методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, определено оптимальное сочетание форм, методов и средств ее организации в естественных условиях в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Цель обобщающего этапа опытно-поисковой работы: уточнить и конкретизировать основные положения гипотезы, обобщить и оформить результаты педагогического исследования, разработать методические рекомендации по проблеме исследования.
Основными задачами на данном этапе опытно-поисковой работы являлись:
определение опытно-поисковым путем результативности проведенной работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
внесение соответствующих корректировок в процесс реализации методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
проведение анализа результатов опытно-поисковой работы с помощью методов математической статистики;
формирование выводов диссертационного исследования.
Вышеперечисленные задачи на обобщающем этапе решались в рамках направлений программы опытно-поисковой работы:
Выявление эффективности проводимой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
Эффективность реализации системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Анализ результатов реализованной методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре и их теоретический анализ.
В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы нами был проведен промежуточный срез, где мы выявили динамику показателей основ экологической культуры у старших дошкольников, а также контрольный срез по окончании опытно-поисковой работы, позволивший определить эффективность методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в игровой деятельности.
Определение уровней сформированности экологической культуры по данным промежуточного и контрольного срезов осуществлялось на основе той же диагностики, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Данные, полученные в результате проведения промежуточного среза, представлены в таблице.
Таблица 11 Оценка уровня сформированно компонентов экологической культуры у старших дошкольников (промежуточный срез, 2004 г.)
о |
Показатель развития % человек | |||||||||
св С |
га н о |
Экологическая |
Экологическое |
Экологическая | ||||||
С >> £ |
и ЕГ К ч |
деятельность и поведение |
отношение |
воспитанность | ||||||
о « |
низк. |
сред. |
выс. |
низк. |
сред. |
выс. |
низк. |
сред. | ||
ОГ-1 |
24 |
3/12,5% |
12/50,0% |
9/37,5% |
4/16,7% |
13/54,2% |
7/29,1% |
4/16,7% |
13/54,2% | |
ОГ-2 |
23 |
7/30,4% |
13/56,5% |
3/13,1% |
7/30,4% |
14/60,9% |
2/8,7% |
6/26,1% |
16/69,6% | |
ОГ-3 |
22 |
4/18,2% |
10/45,4% |
8/36,4% |
5/22,7% |
11/50,0% |
6/27,3% |
6/27,3% |
9/40,9% | |
ОГ-4 |
22 |
5/22,7% |
15/68,2% |
2/9,1% |
5/22,7% |
16/72,7% |
1/4,6% |
5/22,7% |
16/72,7% | |
Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о
величине детей дошкольного возраста
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ...
Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...
Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.