Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 6

Новизна разработанной нами методики формирования основ экологической культуры в режиссерской игре заключается в том, что она не использовалась ранее для определенного нами предмета исследования и не рассматривалась в комплексе.

На обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики (критерий Стьюдента), что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

В современных условиях развития общества актуальность проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников определяется существующими несоответствиями, противоположностями и противоречиями между: возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью; потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности; обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей режиссерской игры в данном процессе.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений, исследование на основе проведенного анализа состояния проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике позволили сформулировать цель исследования, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и проверке опытно-поисковым путем педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Предметом нашего исследования является формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Выделение предмета исследования привело нас к заключению, что в педагогике до сих пор нет однозначного определения основополагающего понятия нашего исследования «формирование основ экологической культуры дошкольника».

Так, анализ основных психолого-педагогических трудов по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников, опора на системный, культурологический и деятельностный подходы и теорию экологического образования позволили уточнить понятие «формирование основ экологической культуры дошкольника», под которым мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения.

В основу исследования была положена гипотеза:

формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, вероятно, предполагает формирование у них экологической воспитанности, экологического отношения к природе и экологической деятельности и поведения;

возможно, уровень сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников повысится, если особенностью системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников будет являться взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса, реализуемых средствами игровой деятельности;

эффективность исследуемого процесса, по всей вероятности, предполагает внедрение методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, предусматривающей развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению.

Выбор теоретико-методологической стратегии исследования объясняется тем, что системный подход позволил рассмотреть процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности как сложноорганизованный объект, как целостную систему;

выделить цель как системообразующий фактор формирования экологической культуры; сконструировать систему формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, выявить составляющие ее компоненты, их место, значение, раскрыть диалектику их взаимосвязи.

Деятельностный подход использовался нами в связи с особенностями процесса формирования экологической культуры: при формировании экологической культуры мы включали детей в разнообразные виды деятельности, так как в деятельности проявляется активность личности, единство сознания и поведения; в процессе формирования экологической культуры большое значение имеет деятельность педагога и деятельность детей; применительно к нашему исследованию деятельность играет ключевую роль, так как это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе
Многие специалисты - филологи, любители русской словесности, озабочены резко усиливающимися англоязычными влияниями. Второй - фактор это суждение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а, следовательно, снижения уважения к русскому языку в мире и в самой России. Для ...

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Образование в Италии
Обучение в Италии – это не просто возможность побывать в сказочно красивой стране, но и познакомиться поближе с колыбелью мировой цивилизации. Когда-то по-латыни изъяснялся весь образованный мир (точнее, открытая к тому времени его часть), а без таких имен, как Петрарка, Леонардо да Винчи и Микелан ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru