Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 5

Детям опытных групп более свойственно эмоциональное, личностное восприятие. Чувства ребенка и «чувства» объекта слиты. Выявленные качества имеют существенное значение, поскольку в них находит выражение чувство сопричастности. Однако, отношение детей к природе остается неустойчивым и подвижным вследствие лабилизации представлений ребенка о мире под воздействием постоянно меняющейся и дополнительной информации, а также вследствие несовершенства эмоционально-волевой сферы дошкольника.

На основе анализа результатов опытно-поисковой работы эксперты, принимавшие участие в нашем исследовании, констатировали положительную динамику:

в процессе режиссерской игры обогащались знания детей, которые впоследствии стали проявляться в эмоционально-положительном отношении к природе;

использование в игре проблемных ситуаций способствовало развитию у дошкольников проблемно-поискового мышления;

на формирующем этапе опытно-поисковой работы у детей появились предпосылки к сочинению собственных экологических сюжетов;

сформировались определенные отношения детей к объектам природы при активной обучающей роли взрослого;

наблюдалась активность детей в экологически направленной деятельности в природе;

сформировались умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы поведения;

активнее стали проявляться желания детей сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Таким образом, в процессе опытно-поисковой работы нами установлено, что для реализации системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности только внедрение методики на основе системного, культурологического и деятель- ностного подходов, является достаточным.

Опираясь на результаты исследования, мы сформулировали следующие выводы:

С целью подтверждения гипотезы исследования с учетом программы опытно-поисковой работы в ходе формирующего этапа работы были проведены промежуточный и контрольный срезы, направленные на определение динамики уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Сравнительный анализ нулевого, промежуточного и контрольного срезов показал, что в опытных группах, где реализовывалась система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении разработанной методики большинство детей достигло желаемого уровня сформированности экологической культуры по сравнению с дошкольниками контрольных групп.

Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Основной целью опытно-поисковой работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы, заключающейся в том, что формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает на основе определенных экологических знаний формирование у них экологической воспитанности, экологического отношения к природе и экологической деятельности и поведения.

Опытно-поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа опытно- поисковой работы показали невысокий уровень сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к формированию экологической культуры.

В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы апробировалась система формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности и эффективно реализовывалась. В соответствии с ней была разработана методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности, направленная на реализацию целевого, организационно-содержательного, процессуального, результативного и корректирующего блоков системы.

В соответствии с концептуальными положениям нашего исследования в результате внедрения разработанной методики были определены особенности формирования исследуемой экологической культуры на каждом этапе данного процесса.

Существенным фактором при реализации на практике разработанной нами системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников явился поиск механизмов реализации методики.

Теоретический анализ эколого-игровой деятельности, имеющий существенный потенциал для экологического образования детей, позволил найти возможные подходы к конструированию содержания для практического применения методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, обеспечивающей наиболее эффективное развитие всех компонентов экологической культуры детей.

• 5. В ходе обобщающего этапа опытно-поисковой работы нами был разработан, апробирован и внедрен перспективный план по формированию основ экологической культуры в режиссерской игре с приложением, состоящим из картотек литературных произведений, проблемных ситуаций, экологических знаков поведения в природе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год
Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей ...

Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могу ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru