Детям опытных групп более свойственно эмоциональное, личностное восприятие. Чувства ребенка и «чувства» объекта слиты. Выявленные качества имеют существенное значение, поскольку в них находит выражение чувство сопричастности. Однако, отношение детей к природе остается неустойчивым и подвижным вследствие лабилизации представлений ребенка о мире под воздействием постоянно меняющейся и дополнительной информации, а также вследствие несовершенства эмоционально-волевой сферы дошкольника.
На основе анализа результатов опытно-поисковой работы эксперты, принимавшие участие в нашем исследовании, констатировали положительную динамику:
в процессе режиссерской игры обогащались знания детей, которые впоследствии стали проявляться в эмоционально-положительном отношении к природе;
использование в игре проблемных ситуаций способствовало развитию у дошкольников проблемно-поискового мышления;
на формирующем этапе опытно-поисковой работы у детей появились предпосылки к сочинению собственных экологических сюжетов;
сформировались определенные отношения детей к объектам природы при активной обучающей роли взрослого;
наблюдалась активность детей в экологически направленной деятельности в природе;
сформировались умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы поведения;
активнее стали проявляться желания детей сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Таким образом, в процессе опытно-поисковой работы нами установлено, что для реализации системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности только внедрение методики на основе системного, культурологического и деятель- ностного подходов, является достаточным.
Опираясь на результаты исследования, мы сформулировали следующие выводы:
С целью подтверждения гипотезы исследования с учетом программы опытно-поисковой работы в ходе формирующего этапа работы были проведены промежуточный и контрольный срезы, направленные на определение динамики уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Сравнительный анализ нулевого, промежуточного и контрольного срезов показал, что в опытных группах, где реализовывалась система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении разработанной методики большинство детей достигло желаемого уровня сформированности экологической культуры по сравнению с дошкольниками контрольных групп.
Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.
Основной целью опытно-поисковой работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы, заключающейся в том, что формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает на основе определенных экологических знаний формирование у них экологической воспитанности, экологического отношения к природе и экологической деятельности и поведения.
Опытно-поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа опытно- поисковой работы показали невысокий уровень сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к формированию экологической культуры.
В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы апробировалась система формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности и эффективно реализовывалась. В соответствии с ней была разработана методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности, направленная на реализацию целевого, организационно-содержательного, процессуального, результативного и корректирующего блоков системы.
В соответствии с концептуальными положениям нашего исследования в результате внедрения разработанной методики были определены особенности формирования исследуемой экологической культуры на каждом этапе данного процесса.
Существенным фактором при реализации на практике разработанной нами системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников явился поиск механизмов реализации методики.
Теоретический анализ эколого-игровой деятельности, имеющий существенный потенциал для экологического образования детей, позволил найти возможные подходы к конструированию содержания для практического применения методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, обеспечивающей наиболее эффективное развитие всех компонентов экологической культуры детей.
• 5. В ходе обобщающего этапа опытно-поисковой работы нами был разработан, апробирован и внедрен перспективный план по формированию основ экологической культуры в режиссерской игре с приложением, состоящим из картотек литературных произведений, проблемных ситуаций, экологических знаков поведения в природе.
Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно ...
Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних
профессиональных учебных заведений
Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели. Сам термин «эффективность», который в общем виде рассматривае ...
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мышление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.