Рассмотрение теоретических положений исследуемой проблемы, определение ее состояния в практике формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и выявления исходного уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников позволило нам перейти к описанию работы по реализации методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников на примере режиссерской игры, используя экологические сюжеты.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен формирующий этап исследования, разработанный в соответствии с программой опытно-поисковой работы, который предполагал апробацию методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе режиссерской игры.
В соответствии с логикой построения структуры настоящего параграфа целесообразно сформулировать цель формирующего этапа работы:
- выявить возможности применения методики режиссерской игры на экологические сюжеты для формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.
В качестве гипотезы на формирующем этапе выдвигается следующее положение: режиссерская игра может быть использована для формирования основ экологической культуры у старших дошкольников при условии: 1.создания развивающей эколого-игровой среды;
Формирования навыков экологически грамотного поведения (создание проблемных ситуаций);
направления развития эколого-игровых замыслов детей.
Принимая во внимание цель, предмет, гипотезу и задачи диссертационного исследования, на данном этапе опытно-поисковой работы мы поставили и решали следующие задачи:
1. Определить особенности методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре.
2. Провести опытную работу по апробации данной методики.
Формирующий этап был по характеру естественный, т.е. протекал в условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений.
Формирующий этап опытно-поисковой работы проводился под нашим постоянным наблюдением, что позволило иметь полное представление о характере его протекания. На этом этапе работы наблюдение велось за 91 дошкольником подготовительных групп.
Особенностью методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников является ее направленность на экологизацию процесса режиссерской игры; методика отличается вариативностью и может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений, а также внешкольных учреждений для работы с детьми младшего возраста и школ с обучением с 6 лет.
Учитывая сложную структуру режиссерской игры, процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников необходимо осуществлять поэтапно. Этапы представлены нами в таблице 10.
Таблица 10 Этапы процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре
Этапы |
Основная цель |
I этап — подготовительный |
Организовать развивающую эколого- развивающую среду (воспитатели совместно с детьми) и изготовить полифункциональный материал и игрушки. |
II этап - внедренческий |
Ознакомление детей с игровым материалом. Обыгрывание игрушек с помощью небольших экологических сюжетов. |
III этап - развивающий |
Разыгрывание сюжетов по прослушанному стихотворению экологического содержания (с музыкальным сопровождением). |
IV этап - творческий |
Самостоятельное развертывание игровых сюжетов, создание детьми выразительных образов для развертывания экологического отношения к миру природы (использование проблемных ситуаций). |
Основные виды депривации, влияющие на психическое развитие детей раннего
возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Термин «депривация» широко используется в психологии и медицине. Он пришел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит ...
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о
педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...
Дидактическая игра как средство экологического воспитания
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего разв ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.