Павел П.: «Я буду играть в зоопарке, здесь интересно».
Совместное построение экологического сюжета с участием определенного «живого» объекта - игрушки требовало помощи и координации со стороны педагога. Воспитатель учил детей принимать игровые замыслы друг друга и действовать в соответствии с характером персонажа, его поведения в природе. Режиссерская игра продолжается беседой о конкретном объекте природы, выбранном ребенком, плавно переходящей в попытку режиссирования детьми или педагогом рассказа.
Важно выделить необходимое количество времени, в течение которого ничто не будет отвлекать детей (примерно 20-25 минут) от общения, количество детей не должно превышать 5 человек; и 20 минут индивидуального общения с ребенком, с истечением которых игра должна быть завершена.
Протоколы наблюдений за режиссерской игрой у разных детей различались по степени развернутости содержания. А сама развернутость содержания экологического сюжета фактически целиком зависела от тех игровых действий, с помощью которых выражалась игровая ситуация.
Не все дети, несмотря на просьбы, смогли продолжить игру. Некоторым детям было трудно символически вообразить нужную ситуацию. Здесь педагог был вынужден задавать подталкивающий к игре вопрос: «Что он (персонаж) делает?» Наблюдались следующие ответы: «Не знаю», «Сейчас придумаю».
Наблюдение за дошкольниками во время игры обнаружило разную степень трудности режиссирования экологических сюжетов. Существование этих трудностей мы связываем с недостаточным объемом знаний у детей и особенностями проведения режиссерских игр.
Наблюдения за действиями воспитателей показали, что в ходе руководства режиссерской игрой, они уделяют внимание таким моментам как организация игры. Значительно реже обращается внимание на научение детей самостоятельно придумать экологический сюжет и развить сюжетную линию.
Таким образом, игровой материал направлял развитие игрового замысла детей, побуждая высказывать предположения относительно дальнейшего развития сюжета.
На данном этапе происходит развитие когнитивного компонента, характеризующего уровневые изменения в мотивации и направленности познавательной активности ребенка, связанной с природой, которые проявляются в готовности и стремлении получать и перерабатывать информацию об объектах природы от воспитателя.
А эмоционально-мотивационный компонент начинает проявляться в чувственном отношении детей к объекту-игрушке, в определенных установках по отношению к окружающей природе.
Ничего нет заразительнее для живого человеческого организма зрителей, как живое человеческое чувство самого артиста. Если хочешь, чтоб я плакал - плачь сам», - писал К.С.Станиславский [1982 г.].
На данном этапе работы нами применялись следующие приемы:
прием «предположение» (К.С.Станиславского), который помогал ребенку глубже воспринять экологический сюжет, «увидеть», «услышать» происходящее в нем, встать на позицию «живого» объекта, «пропустить через себя» его мотивы и переживания;
прием совместного комментирования, в ходе которого воспитатель высказывал свое личное мнение, стимулировал и направлял оценочные суждения детей, уточнял и обобщал их высказывания.
Этапы становления технологического образования в
России
Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики. Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому ...
Методика
формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой
деятельности
Ученые, педагоги и практики в своих личностно-ориентированных концепциях, программах и технологиях раскрывают воспитывающий и развивающий потенциал природы, возможности изменения потребительского отношения к ней со стороны подрастающего поколения. Наиболее благоприятным для простраивания взаимодейс ...
Художественно-педагогический потенциал произведений народного
декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыт ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.