Экотошка: «Посмотрите, этот зверь похож на бурого медведя. Кто
это?»
Данил Н.: «Белый медведь».
Экотошка: «Где живет белый медведь?»
Ксения Я.: «На Северном полюсе, в Арктике».
Экотошка: «Почему он не спит?»
Настя О.: «У него много пищи круглый год, он ловит рыбу и других мелких животных».
Экотошка: «Что спасает его от холода?»
Тимур И.: «У него густая шерсть, толстый слой жира. Белый медведь - зверь сильный и опасный для человека».
На этом этапе работы целесообразно рассмотреть существенную роль речи старшего дошкольника.
В творческой режиссерской игре активно развивается язык ребенка, грамматически оформляется речь. Режиссерская игра оказывает комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи дошкольника.
В дошкольном возрасте речь ребенка во время игры носит констатирующий характер, но по мере развития игровой деятельности ребенок начинает включать в игру ролевую речь, как взаимодействие между персонажами.
И. Бразертон называет ребенка, озвучивающего фигурки людей, животных и т.п., «замещающим актером». Помимо повествовательности в речи ребенка присутствует и прямая речь действующих лиц.
Пока ребенок не начал говорить разными голосами за игровых персонажей, режиссерскую игру можно считать отобразительной игровой деятельностью. Ролевая речь - это новый игровой навык, которым овладевает ребенок в процессе развития режиссерской игры. Элементы общения игровых персонажей, воспроизводимые ребенком через использование ролевой речи, поднимают режиссерскую игру на новый уровень развития.
Между речью и режиссерской игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и актуализируется в игре, а с другой — сама режиссерская игра усложняется под влиянием развития речи, Сначала ребенок обозначает словом свои игровые действия, пытается таким образом осмыслить их, потом он использует слово, чтобы дополнить действия, позже начинает объяснять с его помощью свои мысли и чувства. Речь становится более связной и ориентированной на слушателя.
Дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Именно в игровой деятельности выразительность речи позволит ребенку проявить себя.
На формирующем этапе, анализируя режиссерскую игру детей, было отмечено, что дети постоянно сопровождают ее речью. Четко прослеживается описательная речь, в которую включены оценочные высказывания детей. Наблюдения показали, что в режиссерской игре дети, имеющие часто непосредственный контакт с живой природой (дома есть животные, птицы, растения; имеется садовый участок; часто выезжают с родителями на природу) наиболее активно проявляют свой жизненный опыт, сопереживают природе и природным объектам.
Приведем пример высказываний детей, их чувственного отношения к природе.
Саша К.: «У моей бабушки в деревне возле дома растет старая сосна. Дед хотел спилить ее на дрова, а бабушка не разрешает, говорит, что это дерево очень красивое и дает чистый воздух».
Возможности современных программ и учебников по русскому
языку для организации работы над пунктуацией в начальных классах
Формирование пунктуационного навыка - процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. 1) Программа УМК «Гармония». УМК «Гармония» - образовательная программа для начальных классов. Это одна из новых образовательных программ ( ...
Представление урока в рамках категории Ситуации
Представление сложно организованной деятельности как ситуации связано с тем, что в ней выделяется, во-первых, набор различных позиций, каждая из которых имеет свои основания и, во-вторых, набор процессов, отнесенных к той или иной позиции или к их взаимодействию. Модель ситуации, поэтому может вклю ...
Классификация и структура мотивов
учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.