История развития представлений о личности первоначально была связана с попытками определения ее на основе различных конструктов. В периоды интенсивного развития основных психологических теорий (конец XIX - начало XX вв.) определение сущности личности очень сильно варьировалось: от иерархии склонностей, способностей, мотиваций, интеракций до совокупности отношений, ролей, ценностей, смыслов и т.д.
В настоящее время в психологии достаточно широко представлены разнообразные личностные концепции и теории (структурные, функциональные, диспозициональные, социальные и др.), с успехом отражающие множественность определений данной психологической структуры. Но большинство исследователей, особенно отечественных, сходятся в одном мнении: изначально принимается социальная природа личности. То есть становление, формирование и развитие личности происходит в системе взаимодействия с социумом. По существу, без социальной среды личность как важнейшее социально-психологическое образование не мыслима.
Также следует отметить изначальную противоречивость влияния самого социального окружения на личность. С одной стороны, социальная среда - неотъемлемая часть в становлении и развитии индивида, одно из основных условий его существования. С другой, ее можно рассматривать как главный источник конфликтов, дезадаптации и личностных нарушений. Данное противоречие обуславливает в психологической науке серьезную проблему в понимании и оценке самой категории личности и ее составляющих.
Коммуникативная сфера, наряду с эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной сферами, участвует в становлении и развитии личности, регулирует ее отношение к себе и к окружающим. Являясь основополагающим фактором, управляющим системой межличностных отношений, коммуникативная сфера влияет на систему установок, ориентации, стереотипов и других диспозиций, через которые личность воспринимает и оценивает других людей.
Так, например, В.П. Конецкая, исследуя социологические проблемы коммуникации, выделяет четыре основные категории доминант коммуникативной системы:
1) коммуникативная роль - определяет способ использования коммуникативных средств и выбор их вариантов;
2) коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями человека. В.П. Конецкая полагает, что коммуникативная сфера личности интегрирует ряд социально значимых характеристик коммуникации (смысловую информацию, социальный статус коммуникатора, степень мотивированности в обмене информацией;
3) коммуникативная ситуация - совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которая оказывает влияние на эту деятельность;
4) коммуникативная установка — связующее звено между социальной информацией и речевым поведением коммуникаторов.
Таким образом, в основе данной коммуникативной системы лежат показатели разных уровней коммуникативного взаимодействия: как внешние условия, которые являются показателями внешней социальной среды (статус, роль, коммуникативная ситуация), так и внутренние характеристики субъекта коммуникации (установка, мотивированность личности). Данные критерии имеют лишь описательное значение, не формируя целостного представления о коммуникативной системе. Коммуникативная сфера также рассматривается В.П. Конецкой только с точки зрения формальной составляющей социологического процесса.
Тем не менее, анализ социально-психологических подходов к проблеме межличностных отношений позволил выделить наиболее целесообразное направление исследования в отношении коммуникативной сферы, которое необходимо осуществлять с позиций системно-личностного подхода. В соответствии с системно-личностным подходом существенное значение имеет рассмотрение коммуникативной сферы как системы, изначально присущей субъекту общения, то есть ее рассмотрение с позиций внутренних (мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих) составляющих личности. В понятие коммуникативной сферы включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемые при прямых или опосредованных (например, техническими средствами) контактах индивида с различными людьми. В результате единства процессов отражения, отношения и поведения можно выделить три основных составляющих коммуникативной сферы:
Самоконтроль как элемент учебной деятельности
Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направл ...
Что понимается под физической готовностью
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев ...
Особенности личности в старшем школьном возрасте
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории та ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.