Образование » Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа

Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа

Проблема развития коммуникативной сферы личности является одной из наиболее актуальных в современной психологии. В периоды интенсивного изменения экономической и политической жизни общества всегда обостряется интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде. В связи с этим, вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений.

Недостаточная изученность психолого-педагогических условий формирования коммуникативных особенностей в процессе обучения, рассогласование теоретических подходов и классификаций коммуникативных качеств, а также произвольность в выборе методов и техник коммуникативного развития личности, их недостаточное совершенство побуждают к созданию новых технологий обучения студентов.

Коммуникативная сфера личности достаточно изучена в науке, известны работы ученых Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.А Бодалева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева. Л.И. Божович, А.А. Леонтьева, М.С. Яницкого.

Методологической основой работы явились личностный и системный подходы. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Личностный подход - отношение к воспитаннику как к личности, к субъекту собственного развития.

Актуальность темы обусловлена тем, что вопросы развития коммуникативной сферы личности являются чрезвычайно важными в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения.

Необходимость изучения данной проблемы в системе профессионального образования продиктована рядом обстоятельств теоретического и практического характера. В условиях быстро обновляющейся жизни современного общества проектирование профессионального образования любого типа и уровня предполагает всестороннее знание начального этапа профессиональной коммуникативной культуры, закладывающейся в вузе.

Успеваемость студентов является важным фактором обучаемости в ВУЗе.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности студента, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех, либо неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успеваемость студентов в процессе обучения. Новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ.

Объектом исследования является успеваемость и коммуникативно-организаторские способности.

Предмет исследования – взаимосвязь успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа.

Цель исследования – изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы.

Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. выявить взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями студентов ВУЗа (констатирующий этап эксперимента);

3. составить и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа (формирующий этап эксперимента);

4. Провести оценку эффективности проведенной работы (контрольный этап эксперимента).

Методы экспериментального исследования

В ходе исследования использовались теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирический метод (методика «Тест коммуникативных умений», методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей), психолого-педагогический эксперимент, статистический метод (количественная и качественная обработка результатов). При обработке данных использовались методы математического анализа данных, такой метод математической статистики как сопоставительный математический и факторный анализ для выявления групп коммуникативных факторов, составляющих коммуникативную сферу студентов.

Базой экспериментального исследования выступили психолого-педагогический и юридический факультеты ГАГУ. В эксперименте принимало участие 40 студентов. Сроки экспериментального исследования: октябрь 2011 г. - май 2012 г.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучена успеваемость и уровень развития коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов до и после апробации тренинговой программы. Составлена и реализована тренинговая программа, направленная на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов и оценена ее эффективность. Разработанная программа может быть использована в процессе учебно-воспитательной работы на факультетах гуманитарного профиля, в частности на психолого-педагогическом факультете на дисциплинах социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психолого-педагогическая коррекция, деловая коммуникация, социально-психологический тренинг и других дисциплинах.

Этапы дипломного исследования:

1 этап. Изучение литературы по проблеме исследования;

2 этап. Изучение успеваемости и уровня развития коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

3 этап. Установление взаимосвязи успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

4 этап. Составление и реализация тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа;

5 этап. Оценка эффективности проведенной работы.

Структура дипломной работы

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении сформирован методологический аппарат исследования, раскрыта актуальность, определена степень научной разработки темы, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы успеваемости и коммуникативной сферы студентов, вторая глава посвящена исследованию взаимосвязи успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Список литературы состоит из монографий, учебников, учебных пособий, электронных источников, научных статей и публикаций, авторефератов диссертаций.

В приложении представлены классификация и структура коммуникативных умений студентов умений, методики исследования, тренинговая программа по развитию коммуникативно-организаторских способностей студентов.

Похожие публикации:

Логика образовательного процесса в клубе
Мы постарались выстроить такую систему, которая позволяла бы, каждой личности при всей её многоплановости, наитии себя. Вот ребёнок открыл дверь первый раз в клуб. Где этот ребёнок может развить личность? Выберем интеллектуальный вид деятельности – музыку театр хореографию. А может он человек произ ...

Особенности образовательных услуг
Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.: - реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование ...

Влияние игры на устную речь ребенка
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru