Образование » Внеклассное преподавание биологии » Формы и виды внеклассной работы

Формы и виды внеклассной работы

Страница 1

Основания к выделению форм внеклассной работы.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.

Основной формой внеклассной работы общепризнан кружок юных натуралистов. В выделении других форм наблюдаются расхождения. Наряду с кружком к формам внеклассной работы относят, например, внеклассное чтение. Наиболее приемлемое выделение форм предложено Н. М. Верзилиным. В книге «Общая методика преподавания биологии» автор относит к формам внеклассной работы занятия индивидуальные, групповые и массовые. При этом кружок юных натуралистов в предложенной системе представлен как вид групповой формы внеклассных занятий.

При выделении форм внеклассной работы следует исходить как из числа учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так и из принципа систематичности или эпизодичности ее проведения. Принимая во внимание сказанное, более правильным будет выделить 4 формы внеклассной работы по биологии:

Индивидуальные занятия;

Групповые эпизодические занятия;

кружковые занятия;

массовые натуралистические мероприятия.

Выделять в самостоятельные формы внеклассное чтение или внеклассные наблюдения, изготовление наглядных пособий и другую работу , проводимую учащимися на основе их добровольности, вряд ли целесообразно, так как она используется как в индивидуальной, так и в эпизодической групповой, кружковой и массовой формах занятий.

Внеклассная работа по биологии проводится в большинстве школ во всех вышевыделенных формах (схема 1).

Схема1. Формы и виды внеклассной работы по биологии. ( по Никишову А. И.)

Характеристика форм внеклассной работы по биологии.

Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Иногда, удовлетворяя любознательность отдельных школьников, учитель не ставит перед собой какой-либо цели, не направляет эту внеклассную работу в определенное русло и даже не считает, что он ее проводит. Такая картина часто наблюдается у учителей, не имеющих достаточного опыта работы.

Опытные учителя выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле своего зрения, ставят перед собой задачу развить их интересы к биологии, подбирают для осуществления этого соответствующие индивидуальные занятия, постепенно усложняя и расширяя их содержание. Некоторые учащиеся создают свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся учитель дает указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, изготовление искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое.

Групповые эпизодические занятия обычно организует учитель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается. Для проведения другого массового мероприятия учитель привлекает учащихся прежней эпизодической группы или создает новую.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Содержание технологического образования школьников
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государст ...

Организация как функция менеджмента
Как отмечает Сидорова Л.К. организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. определ ...

Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным к активной деятельности на благо своей страны и общества. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образо ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru