Образование » Особенности воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью » Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса

Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса

Страница 1

Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В эксперименте принимали участие учащиеся двух параллельных 3 классов (по 15 человек) Черновской специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Чита. Один из них являлся экспериментальным, другой – контрольным.

Чтение проверялось индивидуально. Материалом для обследования служат специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию.

Обследование велось по следующим направлениям:

1. Изучение школьной документации (личные дела, медицинские карты, письменные работы);

Изучение документации показало, что в 1 класс зачислены дети с диагнозом:

1) 61% - олигофрения в степени выраженной дебильности

2) 26% -олигофрения в лёгкой степени

3) 13% - олигофрения в нерезко выраженной степени имбецильности

2. Индивидуальное обследование:

-сформированность фонематического восприятия

При обследовании фонематического слуха использовались общепринятые логопедические методы:

1) Определение отсутствия или наличия заданного звука в словах (слогах)

2) Повторение звуков или пар звуков, не имеющих акустико- артикуляционного сходства (с-м, щ-р, у-ч), а затем близких по звучанию и артикуляции (с-ш, з-ж, с-з, р-л, д-т)

3) Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу и подбор к ним картинок

4) Повторение сходных по звучанию слов

5) Выделение гласного звука, стоящего в начале (конце) слова

6) Выделение согласного звука, стоящего в начале (конце) слова

7)Составление слова из заданного количества звуков (к, о, т; м, а, к; д, о, м)

Данные о выполнении заданий при обследовании фонематического восприятия свидетельствуют о трудностях, испытываемые детьми.

Результаты позволяют сделать вывод, что задание на выделение звуков оказалось для многих недоступным. Самыми многочисленными из всех допущенных ошибок являются: повторение первого слога или всего слова вместо выделения начального звука, называние любого другого звука, часто даже не присутствующего в слове (слоге).

Затруднения при составлении слов, характерные для всех учащихся, говорят о несформированной способности к синтезированию, восстановлению в своём представлении разделённых на звуки (слоги) слов.

В зависимости от характера допущенных в ходе обследования фонематического слуха ошибок, все ученики были разделены на две группы:

1) Дети с резким фонематическим недоразвитием (Маша Н., Миша Р., Артём Ш., Таня Ж., Вова Д., Вера У., Андрей Б.) – 7 человек

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп; затруднения в анализе не только нарушенных в произношении звуков, но и верно артикулируемых.

2) Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом (Паша Л., Женя Д., Алёша П., Серёжа Я., Аня Р., Ваня Я., Юля М., Женя К.)- 8 человек

-замены гласных и согласных, в основном, сходными по звучанию; пропуски звуков в словах со стечением согласных; искажения звуковой структуры слова.

Группа, принимавшая участие в эксперименте, неоднородна по выраженности дефекта: у учащихся с более сохранным уровнем интеллекта (диагноз: олигофрения степени умеренно-выраженной дебильности) уровень фонематического слуха соответствует низкому или среднему уровню. У учащихся с диагнозом олигофрения степени выраженной дебильности уровень фонематического восприятия соответствует низкому уровню.

Анализ специфических ошибок показал, что наиболее часто в речи детей встречаются замены звонких согласных глухими и наоборот; замены сонорных согласных (Л – Р, Л – Р, М – Н, М – Н, Л – Й); взаимозамены свистящих и шипящих звуков; взаимозамены свистящих звуков. Реже встречаются замены твердых согласных мягкими и наоборот – такие ошибки более характерны для учащихся первого класса.

Таким образом, в ходе эксперимента выявлены следующие особенности фонематического слуха умственно отсталых детей 3 класса:

фонематический слух умственно отсталого ребенка находится на низком уровне развития;

недостатки фонематического слуха приводят к затруднению дифференциации звуков, что способствует появлению специфических ошибок в устной и письменной речи;

- состояние зрительного восприятия

Обследование уровня сформированности зрительного восприятия детей с недостатками интеллекта проводилось по следующим параметрам:

1) Зрительный гнозис:

-называние предметов по их контурам

-называние недорисованных предметов

-называние перечёркнутых изображений

-выделение предметных изображений, наложенных друг на друга

-распределение предметов по величине

-подбор картинок к цветовому фону

-нахождение заданной фигуры среди других

-работа с разрезными картинками

2) Буквенный гнозис:

-выделение букв, наложенных друг на друга

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Методическая разработка урока "Переменный электрический ток"
Характеристика темы. Тема урока: "Переменный электрический ток". После изучения данной темы учащиеся должны знать: области применения переменного тока; коэффициент трансформации; принцип действия приборов, потребляющих переменный ток; разницу между фазным и линейным напряжением. А также д ...

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru