Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В эксперименте принимали участие учащиеся двух параллельных 3 классов (по 15 человек) Черновской специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Чита. Один из них являлся экспериментальным, другой – контрольным.
Чтение проверялось индивидуально. Материалом для обследования служат специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию.
Обследование велось по следующим направлениям:
1. Изучение школьной документации (личные дела, медицинские карты, письменные работы);
Изучение документации показало, что в 1 класс зачислены дети с диагнозом:
1) 61% - олигофрения в степени выраженной дебильности
2) 26% -олигофрения в лёгкой степени
3) 13% - олигофрения в нерезко выраженной степени имбецильности
2. Индивидуальное обследование:
-сформированность фонематического восприятия
При обследовании фонематического слуха использовались общепринятые логопедические методы:
1) Определение отсутствия или наличия заданного звука в словах (слогах)
2) Повторение звуков или пар звуков, не имеющих акустико- артикуляционного сходства (с-м, щ-р, у-ч), а затем близких по звучанию и артикуляции (с-ш, з-ж, с-з, р-л, д-т)
3) Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу и подбор к ним картинок
4) Повторение сходных по звучанию слов
5) Выделение гласного звука, стоящего в начале (конце) слова
6) Выделение согласного звука, стоящего в начале (конце) слова
7)Составление слова из заданного количества звуков (к, о, т; м, а, к; д, о, м)
Данные о выполнении заданий при обследовании фонематического восприятия свидетельствуют о трудностях, испытываемые детьми.
Результаты позволяют сделать вывод, что задание на выделение звуков оказалось для многих недоступным. Самыми многочисленными из всех допущенных ошибок являются: повторение первого слога или всего слова вместо выделения начального звука, называние любого другого звука, часто даже не присутствующего в слове (слоге).
Затруднения при составлении слов, характерные для всех учащихся, говорят о несформированной способности к синтезированию, восстановлению в своём представлении разделённых на звуки (слоги) слов.
В зависимости от характера допущенных в ходе обследования фонематического слуха ошибок, все ученики были разделены на две группы:
1) Дети с резким фонематическим недоразвитием (Маша Н., Миша Р., Артём Ш., Таня Ж., Вова Д., Вера У., Андрей Б.) – 7 человек
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп; затруднения в анализе не только нарушенных в произношении звуков, но и верно артикулируемых.
2) Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом (Паша Л., Женя Д., Алёша П., Серёжа Я., Аня Р., Ваня Я., Юля М., Женя К.)- 8 человек
-замены гласных и согласных, в основном, сходными по звучанию; пропуски звуков в словах со стечением согласных; искажения звуковой структуры слова.
Группа, принимавшая участие в эксперименте, неоднородна по выраженности дефекта: у учащихся с более сохранным уровнем интеллекта (диагноз: олигофрения степени умеренно-выраженной дебильности) уровень фонематического слуха соответствует низкому или среднему уровню. У учащихся с диагнозом олигофрения степени выраженной дебильности уровень фонематического восприятия соответствует низкому уровню.
Анализ специфических ошибок показал, что наиболее часто в речи детей встречаются замены звонких согласных глухими и наоборот; замены сонорных согласных (Л – Р, Л – Р, М – Н, М – Н, Л – Й); взаимозамены свистящих и шипящих звуков; взаимозамены свистящих звуков. Реже встречаются замены твердых согласных мягкими и наоборот – такие ошибки более характерны для учащихся первого класса.
Таким образом, в ходе эксперимента выявлены следующие особенности фонематического слуха умственно отсталых детей 3 класса:
фонематический слух умственно отсталого ребенка находится на низком уровне развития;
недостатки фонематического слуха приводят к затруднению дифференциации звуков, что способствует появлению специфических ошибок в устной и письменной речи;
- состояние зрительного восприятия
Обследование уровня сформированности зрительного восприятия детей с недостатками интеллекта проводилось по следующим параметрам:
1) Зрительный гнозис:
-называние предметов по их контурам
-называние недорисованных предметов
-называние перечёркнутых изображений
-выделение предметных изображений, наложенных друг на друга
-распределение предметов по величине
-подбор картинок к цветовому фону
-нахождение заданной фигуры среди других
-работа с разрезными картинками
2) Буквенный гнозис:
-выделение букв, наложенных друг на друга
Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном
этапе развития теории и практики педагогики
Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других. В нашем исследовании поня ...
Представление урока в рамках категории Вещи
Помыслить нечто как вещь, значит, определить его и отделить от всего остального. Основная особенность вещи состоит в том, что она всякий раз целиком присутствует во всех своих аспектах, свойствах и отношениях. При подобном подходе, когда строится изображение чего-то, как вещи, любые события описыва ...
Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.