-конструирование (реконструирование) печатных букв из бумаги
-определение букв в непривычном расположении
3) Зрительная память
-запоминание картинок
-расположение букв в заданной последовательности
4) Пространственное ориентирование
-умение ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина)
-называние расположения предметных рисунков по заданию (между, под, за, над, в, справа, слева)
Обследование уровня сформированности зрительного восприятия учащихся с недостатками интеллекта выявило следующие ошибки:
1) неточное представление о форме, величине - 4 человека
Артём Ш., Вера У., Андрей Б., Женя К.
2) недоразвитие зрительной памяти – 6 человек
Вера У., Алёша П., Миша Р., Женя К., Паша Л., Аня Р.
3) трудности оптического и оптико-пространственного анализа – 6 человек
Андрей Б., Женя К., Миша Р., Ваня Я., Таня Ж., Вова Д.
4) нарушения пространственного восприятия и представлений – 3 человека
Миша Р., Вова Д., Таня Ж.
5) недифференцированность оптических образов – 5 человек
Миша Р., Ваня Я., Вера У., Андрей Б., Таня Ж
- уровень сформированности навыков чтения
Уровень сформированности навыков чтения проверялся по следующим критериям на примере рассказа Л.Н.Толстого «Бабка и внучка», рассказа «Как строить гнездо»:
Способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами).
Беглость (темп чтения, характерный для разговорной речи).
Выразительность (темп (нормальный, ускоренный, замедленный); ритм (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке); употребление основных видов интонаций).
Правильность (характер ошибок звукового состава слов (пропуски. перестановки, смешение букв, замены, искажение окончаний слов), наличие правильного ударения в словах)
Осознанность (умение передать общий смысл рассказа, вопреки деталям, которые могут увести в сторону случайных ассоциаций; воспроизвести последовательность событий; установить причинную зависимость явлений, понять временные отношения, доступно ли понимание подтекста).
Проведённое обследование показало, что нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп и сознательность, правильность и выразительность.
Характеристика уровней (высокий, средний, низкий) овладения умственно отсталыми учащимися навыками чтения представлена в Приложении 1.
В соответствии с уровнем сформированности каждого из навыков чтения на момент обследования учащиеся были распределены на группы (таблица 1)
Таблица 1
Уровни развития навыков чтения
Общее количество учащихся |
Уровень развития навыка |
Навык чтения | |||
выразительность |
беглость |
осознанность |
правильность | ||
15 человек |
Высокий |
- |
2 человека Женя К, Паша Л. |
1 человек Женя К. |
4 человек Женя К., Паша Л. |
Средний |
5 человек Паша Л., Аня Р., Женя К., Юля М., Ваня Я. |
7 человек Юля М., Ваня Я.Маша Н., Миша Р., Аня Р., Серёжа Я., Таня Ж |
6 человек Паша Л., Юля М., Ваня Я., Аня Р., Серёжа Я, Маша Н. |
7 человек Маша Н., Миша Р., Женя Д., Таня Ж., Алёша П., Серёжа Я. , Аня Р. | |
Низкий |
10 человек Маша Н., Миша Р., Женя Д., Артем Ш, Таня Ж., Алёша П., Серёжа Я., Вова Д., Андрей Б., Вера У. |
6 человек Женя Д., Артем Ш, Алёша П., Вова Д., Вера У, Юля М. |
8 человек Маша Н., Миша Р., Женя Д., Артем Ш, Таня Ж., Алёша П., Вова Д., Андрей Б., Вера У. |
4 человека Артём Ш., Вова Д., Андрей Б., Вера У. |
Слабость зрительного восприятия, несовершенство грамматического словаря приводят к тому, что дети читают со значительными искажениями: пропускают, заменяют, переставляют слоги и буквы, теряют строку (низкий уровень).
Несформированность фонематического восприятия и представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим нарушениям чтения, которые сказываются в замедленном усвоении звуко-буквенной символики, в трудностях слого-слияния, замене букв, искажении звуковой структуры слов, довольно низком темпе чтения и в отдельных случаях — в трудностях понимания.
Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...
Особенности развития речи в младшем школьном
возрасте
Речь – продукт социального развития. Речь – это процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смыс ...
Критерии педагогической оценки
Критерий - (от греч. krition - средство для суждения) - признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания - признак истинности или ложности положения. Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результа ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.