Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Реализация системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре

Реализация системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре

Страница 2

Логика формирующего этапа опытно-поисковой работы предполагает подробное рассмотрение каждого этапа.

I этап (подготовительный) предполагал организацию развивающей эколого-игровой среды. Влияние среды на формирование личности, начиная с эпохи Античности, признавали ученые-философы (Демокрит, Аристотель), отмечая все факторы среды, в совокупности с унаследованными образованиями и определенными условиями воспитания, имеют большое значение для психического развития индивида.

Подчеркивая значимость среды в воспитании ребенка, Н.К.Крупская указывала, что недооценка окружающей среды должна на практике привести к ограничению воспитательных возможностей: «Мы должны научиться подходить к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, являющиеся результатом наследственности и тех условий, в которых ребенок рос».

Методологическое значение для нашей работы имеет концепция развивающей предметной среды, разработанная учеными в центре «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца под руководством С.Л. Новоселовой. Согласно этой концепции, автор определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется организации среды, потенциал которой необходимо «запустить».

Являясь составным компонентом среды, природа имеет для ребенка- дошкольника особое значение как наиболее близкое и понятное окружение.

В современных исследованиях утверждается, что основой реализации любой программы в образовательной работе и конструирования личностно- деятельностного взаимодействия с детьми является развивающая среда. В связи с этим, мы полагаем, что важным условием формирования основ экологической культуры дошкольников является развивающий характер среды, что означает воплощение в ней целей и ценностей развития ребенка, создание через ее содержание условий для разнообразной деятельности с природными объектами, обеспечение зоны ближайшего развития.

В рамках нашего диссертационного исследования значение игровой экологически развивающей среды заключается в том, что она обеспечивает непрерывное «общение» дошкольников с игрушками - объектами «природы», накопление и применение деятельностного опыта ценностного отношения к ним. Мы полагаем, что экологически развивающую игровую среду можно определить как систему созданных в группе условий, обеспечивающих полноту развития детской экологически направленной деятельности для формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, являющихся основой для организации личностно-деятельностного, ценностного взаимодействия воспитателя и детей.

На важность игрового макета как организующего элемента предметно- игровой среды для игры старших дошкольников указывают в своих работах Н.Короткова и И.Кириллова. Они отмечают возможность существования двух типов предметно-игровой среды: это полифункциональный материал и условно-обобщенные игрушки, а другой тип - тематические комплекты реалистической игрушки. В своих исследованиях авторы подчеркивают, что реалистическая игрушка, представляющая собой точную копию настоящих объектов, вызывает у детей определенные предпочтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Идеальная модель личности выпускника клуба
При построении идеальной модели личности выпускника необходимо опираться на результаты не только педагогических, но и психологических исследований. В связи с этим для нас особенно ценными будут фундаментальные исследования по проблемам личности С.Л. Рубенштейна, который обратил внимание на то, что ...

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организую на уроке в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления - вот его основная цель. Перечислю дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы: - учащиеся тренируют умение кр ...

Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада
На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. При разработке программы через игровую деятельность нами, прежде всего, учитывались данные психолого- ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru