Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Реализация системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре

Реализация системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре

Страница 2

Логика формирующего этапа опытно-поисковой работы предполагает подробное рассмотрение каждого этапа.

I этап (подготовительный) предполагал организацию развивающей эколого-игровой среды. Влияние среды на формирование личности, начиная с эпохи Античности, признавали ученые-философы (Демокрит, Аристотель), отмечая все факторы среды, в совокупности с унаследованными образованиями и определенными условиями воспитания, имеют большое значение для психического развития индивида.

Подчеркивая значимость среды в воспитании ребенка, Н.К.Крупская указывала, что недооценка окружающей среды должна на практике привести к ограничению воспитательных возможностей: «Мы должны научиться подходить к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, являющиеся результатом наследственности и тех условий, в которых ребенок рос».

Методологическое значение для нашей работы имеет концепция развивающей предметной среды, разработанная учеными в центре «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца под руководством С.Л. Новоселовой. Согласно этой концепции, автор определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется организации среды, потенциал которой необходимо «запустить».

Являясь составным компонентом среды, природа имеет для ребенка- дошкольника особое значение как наиболее близкое и понятное окружение.

В современных исследованиях утверждается, что основой реализации любой программы в образовательной работе и конструирования личностно- деятельностного взаимодействия с детьми является развивающая среда. В связи с этим, мы полагаем, что важным условием формирования основ экологической культуры дошкольников является развивающий характер среды, что означает воплощение в ней целей и ценностей развития ребенка, создание через ее содержание условий для разнообразной деятельности с природными объектами, обеспечение зоны ближайшего развития.

В рамках нашего диссертационного исследования значение игровой экологически развивающей среды заключается в том, что она обеспечивает непрерывное «общение» дошкольников с игрушками - объектами «природы», накопление и применение деятельностного опыта ценностного отношения к ним. Мы полагаем, что экологически развивающую игровую среду можно определить как систему созданных в группе условий, обеспечивающих полноту развития детской экологически направленной деятельности для формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, являющихся основой для организации личностно-деятельностного, ценностного взаимодействия воспитателя и детей.

На важность игрового макета как организующего элемента предметно- игровой среды для игры старших дошкольников указывают в своих работах Н.Короткова и И.Кириллова. Они отмечают возможность существования двух типов предметно-игровой среды: это полифункциональный материал и условно-обобщенные игрушки, а другой тип - тематические комплекты реалистической игрушки. В своих исследованиях авторы подчеркивают, что реалистическая игрушка, представляющая собой точную копию настоящих объектов, вызывает у детей определенные предпочтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами
В данном параграфе остановимся на основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией. Выделяют 2 этапа логопедического воздействия при дизартрии: - подготовительный этап, куда входит логопедический массаж. - этап формирования ...

Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы
Обучение детей в младших классах является начальным этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. Из знаков препинания в начальных классах изучаются: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Причем, запятая уп ...

Теоретические основы компетентностного подхода
В условиях современного развития общества востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности об ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru