Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 1

Рассмотрение теоретических основ формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности возможно в ходе разработки и реализации системы, которая будет способствовать развитию экологически культурной личности и реализации детской творческой активности в игре как ведущей деятельности.

В отличие от общепринятого в дошкольной педагогике подхода, когда экологическое образование дошкольников сводится к формированию системы знаний, умений и навыков, идея нашего исследования заключается в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников, представляющей собой интегративное свойство личности способствующее творческой реализации в игре синтеза экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры экологически-оправданного поведения.

Разработка проблемы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности требует научно- методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования.

В русском толковом словаре слово «подход» трактуется как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего- нибудь).

Большинство ученых утверждает, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

1. основные понятия, используемые в процессе изучения управления и преобразования воспитательной практики;

принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;

приемы и методы построения процесса воспитания.

Н.М Яковлева, Н. Стефанов считают, что подход - это стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.

Е.Н. Степанов рассматривает подход как «ориентацию педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности».

По своему определению термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:

совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности, независимо от того, является ли она теоретической или практической;

«мировоззренческая» категория, отражающая социальные установки субъектов как носителя общественного сознания;

базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым коллективом.

С точки зрения Б.С.Гершунского «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях».

Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаева трактуют термин «подход» как «особую форму познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога».

Опираясь на теоретические положения, рассмотренные в первом параграфе нашего исследования, из множества подходов мы выделяем те подходы, которые играют ведущую роль в нашем исследовании. Образовательный процесс в ДОУ необходимо основывать на применении современных психолого-педагогических теориях обучения, воспитания и развития человека, на принципах различных подходов. Как отмечает К.А.Романова: «заключающихся в том, что ребенок овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области психолого- педагогических, гуманитарных и экологических знаний».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Современный образовательный проект
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям. Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждог ...

Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста
Один из самых важных моментов в развитии личности школьника – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьм ...

Основные задачи фитбол-гимнастики в дошкольном возрасте
Оздоровительные: 1. Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигате ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru