Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде самых различных «домашних заданий», даваемых на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий срок (неделя, месяц). Это — решение задач и примеров, выполнение расчетно-графических работ, курсовых проектов и работ, переводов; подготовка рефератов для семинаров и просеминаров, постановка и проведение различных экспериментов и т. п. Наиболее серьезной и ответственной является дипломная работа или дипломный проект, завершающие курс обучения в высшем учебном заведении.
Как видно из этого краткого перечня, одни работы самым тесным образом связаны с теоретическими курсами (например, решение задач, расчетно-графические работы и др.), а другие, имея; своей основой комплекс пройденных дисциплин, достаточно независимы от отдельных дисциплин (например, курсовые и дипломные проекты). Тесная связь работ со строго определенными дисциплинами придает им ярко выраженный учебный характер, тогда как работы, не зависящие от определенных курсов, получают в известной мере учебно-исследовательский или обобщающий характер. Поэтому некоторые кафедры особенно ценят курсовые работы, тематику которых можно значительно расширять в соответствии с научно-учебными задачами специальности и связывать не с одной, а с несколькими дисциплинами.
Чтобы облегчить труд студентов и содействовать установлению постоянного ритма их работы, многие высшие учебные заведения планируют в общем виде обязательную самостоятельную работу, требующую большой затраты времени на ее выполнение. Наиболее удачные и проверенные формы такого планирования на протяжении многих лет установились в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана и Московском энергетическом институте, хотя это ни в какой мере не умаляет высокого качества планирования самостоятельной работы во многих других высших учебных заведениях. Но МГТУ и МЭИ в свое время выступили инициаторами планирования самостоятельной работы и успешно продолжают его по настоящее время, совершенствуя из года в год формы планирования.
В этих высших учебных заведениях, как, впрочем, и во многих других, составляются на семестр так называемые графики самостоятельной работы студентов. Графики с приложением семестровых учебных планов, достаточно подробных учебных программ на семестр с краткими указаниями по самостоятельной работе размножаются и раздаются в начале семестра студентам, преподавателям, кафедрам и учебно-вспомогательным учреждениям вуза.
Содержание графиков и степень их подробности далеко не одинаковы в различных высших учебных заведениях.
Московский энергетический институт дает подробные графики на младших курсах, считая, что студенты первого курса в наибольшей' мере нуждаются в руководстве, тогда как, естественно, студенты четвертого и пятого курсов вполне ориентированы в условиях учебной работы и могут удовлетвориться указанием срока представления наиболее важных самостоятельных работ.
Некоторые споры вызывает вопрос о том, следует ли давать в графике тематику работ или же достаточно указать наименования дисциплин и сроки выполнения отдельных работ. Многие преподаватели считают, что тематику работ студенты должны знать, но помещать ее в график не следует, так как это усложнит его и сделает «необозримым»; целесообразнее, давать ее в программах или сообщать студентам через кафедры.
Психологические основы
работы воспитателя
Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника - человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. То ...
Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов
нового поколения
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным к активной деятельности на благо своей страны и общества. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образо ...
Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.