Образование » Организация самостоятельной работы студентов » Формы организации самостоятельной работы студентов

Формы организации самостоятельной работы студентов

Страница 2

В Московском энергетическом институте тематику предстоящих работ помещают в семестровых программах, выдаваемых студентам в начале семестра; там же они могут найти указатели рекомендуемой литературы и т. п. График — это своеобразный стимул, заставляющий студента планировать свое время и рационально его использовать. Однако графики только тогда имеют организующее и дисциплинирующее значение, когда за выполнением и представлением работ в срок установлен достаточно строгий, систематический контроль кафедр и факультета и проявляется определенная требовательность со стороны преподавателей и деканов факультетов. Работы, выполненные студентами, обязательно должны проверяться, а наиболее серьезные ошибки — разбираться в беседах со студентами. В необходимых случаях на практических занятиях в группе делается; общий разбор работ с указанием наилучших методов их выполнения, примененных студентами, и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Достаточно на каком-либо из участков ослабить требовательность, например не проверить работы, — и графики утрачивают свою организующую силу, а между тем они, по существу, являются одним из элементов научной организации учебного процесса.

При составлении графиков возникает немало сложных педагогических задач. Главная из них — в определении бюджета времени студентов и конкретного содержания и объема обязательной: самостоятельной работы. Для этого необходимо проделать большую предварительную работу, заключающуюся, в основном, в следующем.

Обычно факультет или учебный отдел высшего учебного заведения дает на семестр ориентировочное распределение учебного времени, отводимого на самостоятельную работу по отдельным дисциплинам, исходя из того, что работа, эта занимает у студентов ежедневно три-четыре часа. При этом учитываются следующие факторы: значимость, сложность и трудоемкость дисциплины, к которой относятся работы; необходимость ведения обязательной самостоятельной работы. По отдельным дисциплинам, не сложным и не связанным с выработкой строго определенных навыков, подлежащих проверке преподавателем, никакой работы, кроме самостоятельней подготовки к зачету или экзамену, не предусматривается вовсе.

Все это дает возможность ориентировочно распределить бюджет времени студента между дисциплинами в соответствии с указанными требованиями. Распределение времени сообщается на кафедры, которые представляют свои предложения о содержании работ и указывают действительно необходимое для их выполнения время. Кафедры должны очень тщательно проверить трудоемкость намечаемых заданий. Затем на факультете или в учебном отделе окончательно устанавливается перечень работ, сроки их выполнения и составляется график.

В некоторых вузах графики составляются на более глубоких основах. По каждому курсу или факультету создается комиссия из наиболее квалифицированных преподавателей, хорошо ориентирующихся в содержании всего учебного процесса, в назначении и роли отдельных дисциплин и даже отдельных видов работ и т. п.

Разрабатывая графики, они учитывают задачи специальности в широком научно-теоретическом и практическом плане, имея в виду всю сумму научно-теоретической и практической подготовки студентов, а также значение самостоятельных студенческих работ для последующих учебных занятий и производственной практики.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Программа исследования социальной адаптации правополушарно-доминантных детей в младших классах средней школы
Эмпирическую выборку составили 41 учащийся 1-х классов Г. Новомосковска и Тулы с правополушарным типом распределения психических функций. В качестве контрольной группы были взяты 41 учащийся этих же классов с левосторонним типов распределения психических функций. Исследование проводилось в 2005–200 ...

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...

Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru