В Московском энергетическом институте тематику предстоящих работ помещают в семестровых программах, выдаваемых студентам в начале семестра; там же они могут найти указатели рекомендуемой литературы и т. п. График — это своеобразный стимул, заставляющий студента планировать свое время и рационально его использовать. Однако графики только тогда имеют организующее и дисциплинирующее значение, когда за выполнением и представлением работ в срок установлен достаточно строгий, систематический контроль кафедр и факультета и проявляется определенная требовательность со стороны преподавателей и деканов факультетов. Работы, выполненные студентами, обязательно должны проверяться, а наиболее серьезные ошибки — разбираться в беседах со студентами. В необходимых случаях на практических занятиях в группе делается; общий разбор работ с указанием наилучших методов их выполнения, примененных студентами, и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Достаточно на каком-либо из участков ослабить требовательность, например не проверить работы, — и графики утрачивают свою организующую силу, а между тем они, по существу, являются одним из элементов научной организации учебного процесса.
При составлении графиков возникает немало сложных педагогических задач. Главная из них — в определении бюджета времени студентов и конкретного содержания и объема обязательной: самостоятельной работы. Для этого необходимо проделать большую предварительную работу, заключающуюся, в основном, в следующем.
Обычно факультет или учебный отдел высшего учебного заведения дает на семестр ориентировочное распределение учебного времени, отводимого на самостоятельную работу по отдельным дисциплинам, исходя из того, что работа, эта занимает у студентов ежедневно три-четыре часа. При этом учитываются следующие факторы: значимость, сложность и трудоемкость дисциплины, к которой относятся работы; необходимость ведения обязательной самостоятельной работы. По отдельным дисциплинам, не сложным и не связанным с выработкой строго определенных навыков, подлежащих проверке преподавателем, никакой работы, кроме самостоятельней подготовки к зачету или экзамену, не предусматривается вовсе.
Все это дает возможность ориентировочно распределить бюджет времени студента между дисциплинами в соответствии с указанными требованиями. Распределение времени сообщается на кафедры, которые представляют свои предложения о содержании работ и указывают действительно необходимое для их выполнения время. Кафедры должны очень тщательно проверить трудоемкость намечаемых заданий. Затем на факультете или в учебном отделе окончательно устанавливается перечень работ, сроки их выполнения и составляется график.
В некоторых вузах графики составляются на более глубоких основах. По каждому курсу или факультету создается комиссия из наиболее квалифицированных преподавателей, хорошо ориентирующихся в содержании всего учебного процесса, в назначении и роли отдельных дисциплин и даже отдельных видов работ и т. п.
Разрабатывая графики, они учитывают задачи специальности в широком научно-теоретическом и практическом плане, имея в виду всю сумму научно-теоретической и практической подготовки студентов, а также значение самостоятельных студенческих работ для последующих учебных занятий и производственной практики.
Реализация педагогических условий развития творческих
способностей подростков
Организация учебно-познавательной деятельности имеет общественные цели, потенциально обладает определенными развивающими и воспитывающими возможностями Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, формирование сознания с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, ...
Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную
основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...
Анализ педагогической и методической литературы по рисованию
как средству развития творческих способностей детей
Основным условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и форми ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.